Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

123 К. В. Мачко Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Т. М. Пономарева Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация. Статья освещает вопросы диагностики сформированности эмоци- онального интеллекта детей старшего дошкольного возраста как одного из важней- ших компонентов успешного личностного развития в будущем. Автором было прове- дено эмпирическое исследование по выявлению уровня развития эмоционального интеллекта старших дошкольников в условиях современной образовательной органи- зации. Эмоциональный интеллект играет важную роль в формировании личностных качеств и способностей ребенка, а также в его адаптации к сложностям и вызовам взрослой жизни. Компетентность в области эмоций помогает ребенку понимать свои эмоциональные состояния, управлять ими и эффективно взаимодействовать с окру- жающими людьми. В рамках исследования были определены основные компоненты эмоционального интеллекта старших дошкольников и специфические задачи, связан- ные с его развитием. Особое внимание уделялось идентификации эмоциональных навыков, таких как умение распознавать эмоции других людей, умение выражать свои эмоции и эмпатия. Ключевые слова: эмоциональный интеллект, дошкольный возраст, дети стар- шего дошкольного возраста, диагностика эмоционального интеллекта, умственный интеллект, развитие эмоционального интеллекта. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается необходимость социально-коммуникативного раз- вития, направленного «...на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодей- ствия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социаль- ного и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопережива- ния, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей се- мье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопас- ного поведения в быту, социуме, природе» [1, с. 11]. Поэтому проблема развития эмоционального интеллекта дошкольников представляется важной и актуальной. Дети, переживая различные чувства, иногда испытывают затруднения в их выражении. Допустим, ребенок может

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=