Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

121 Группа отечественных ученых под руководством Ю. В. Торкаченко вы- явила, что «…респонденты с высокой жизнестойкостью удовлетворены профес- сией и имеют субъективную возможность принимать участие в жизни школы, влиять на мнение коллег» [9, с. 184]. Педагоги с высоким уровнем жизнестойкости предрасположены к принятию сложившейся педагогической ситуации и к опти- мистичному прогнозу её разрешения. Для них характерно умение регулировать свои эмоции и справляться со стрессом в процессе прохождения аттестации. П. А. Кисляков, Н. И. Кольчугина, Ч. К. Фан, Е. А. Шмелева указывают на то, что на «…жизнестойкость педагога оказывают влияние референтность обра- зовательной среды» и субъективно значимые угрозы общественного характера, связанные с депрессией, психологическим давлением, эмоциональным диском- фортом, недостаточным социальным откликом на профессию учителя, социаль- ной незащищенностью и снижением мотивации к обучению [4, с. 163]. Полученные результаты дополняют вывод Э. Ф. Зеера, Н. П. Карповой, О. В. Трубецкой, Е. А. Юговой [2] об уровне тревожности и адаптационном потен- циале как психологических характеристиках жизнестойкости влияющих на неё. Таким образом, рассмотренные исследования, определения, нормативно- правовые акты характеризующие жизнестойкость, точно описывают современ- ные требования к личности педагога. Образовательным учреждениям необхо- димо проводить анализ возможности её развития, с целью улучшения качества предоставляемых образовательных услуг. Педагоги с высоким уровнем профессиональной жизнестойкости способны эффективно решать поставленные перед ними задачи, добиваться успеха в про- фессиональной деятельности, налаживать коммуникационные отношения между субъектами образовательных отношений. Литература 1. Закерничная Н. В. Теоретическое осмысление понятия жизнестойкости в отечественных и зарубежных исследованиях // Уч. зап. ЗабГУ. 2016. Т. 11. № 5. С. 61–66. 2. Психологические предикторы формирования жизнестойкости человека / Э. Ф. Зеер, Е. А. Югова, Н. П. Карпова, О. В. Трубецкая // Междунар. журн. эко- лог. и науч. образования. 2016. Т. 11. № 14. С. 7035–7044. 3. Зеер Э.Ф. Социально-психологические аспекты развития жизнеспособно- сти и формирования жизнестойкости человека // Пед. образование в России. 2015. № 8. С. 69–76. 4. Жизнестойкость и психологическая безопасность педагогов в образова- тельной среде / П. А. Кисляков, Е. А. Шмелева, Н. И. Кольчугина, Ч. К. Фан // Образование и наука. 2022. Т. 4. № 9. С. 143–173. 5. Леонтьев Д. А. Личностный потенциал: структура и диагностика. М. : Смысл, 2024.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=