Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

120 В определениях отечественных авторов выделяется как содержательная сторона понятия жизнестойкости (интеграция позиций, прояснение отношений, осознание интересов, выработка ценностей), так и практическая (умения, способ действия, навыки) [1, с. 64]. По исследованиям Д. А. Леонтьев в позитивной психологии последние 15 лет – отчётливая тенденция смещения внимания с самих эмоций на глубинные причины благополучия и не благополучия. В их числе – способность или неспо- собность справляться с неблагоприятными обстоятельствами. Он определил жизнестойкость «…как интегративную характеристику личности» [5], отвечаю- щую за успешность преодоления разных жизненных трудностей и проблем, как индивидуальную способность личности к зрелым и сложным формам психофи- зической и психологической саморегуляции, сохраняющим внутренний баланс, соматическое здоровье и успешность в стрессовых ситуациях. Э. Ф. Зеер определяет жизнестойкость как интегративную способность со- хранения человеком своей целостности и индивидуальности, обеспечивающую динамическое удержание жизни в постоянном спряжении с требованиями соци- ального бытия и человеческого предназначения [3, с. 70]. В своих исследованиях автор также отмечает, что на развитие жизнестойкости оказывает влияние кризис социальных и профессиональных требований и ожиданий [3, с. 74]. Жизнеутверж- дённость, а также благоприятные условия труда и жизнедеятельности способст- вуют развитию позитивного самосознания адекватной самооценки. В комплексе с перспективой карьерного роста и развития они стимулируют социально-про- фессиональную жизнестойкость – готовность к преодолению трудностей в тру- довой деятельности и возможной профессионально-личностной дезадаптации. Также Э. Ф. Зеером были выделены факторы, влияющие на развитие жизне- стойкости: индивидные характеристики, психофизиологические свойства, соци- ально-психологические качества, жизненный опыт и социально-психологиче- ская направленность [3, с. 72]. Важным параметром для развития жизнестой- кости является активность личности, её субъектность, способность к регуляции и самоосуществлению своей жизнедеятельности [3, с. 73]. В соответствии с Приказом Минтруда России от 30.01.2023 г. № 53н педагог должен обладать: «методами убеждения, аргументации своей позиции, установ- ления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями/законными представителями…», владеть трудовыми умениями: «…формирования ценност- ных ориентаций и самореализации» [8]. Отечественные исследования жизнестойкости можно разделить на две группы. Одна группа исследований жизнестойкости направлена на рассмотрение вопросов преодоления стресса и адаптации в происходящих педагогических си- туациях (как ПЗЛК), другая посвящена исследованиям жизнестойкости как лич- ностной характеристики. Исследование М.А. Фризен показало, что «…педагогам с высоким уровнем жизнестойкости в большей степени свойственно целеполагание и планирование, нередко требующее совладания с внутренним напряжением» [10, с. 81].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=