Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

12 Е. А. Андреянова Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент Н. Л. Плешакова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого РОЛЬ АСТРОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ФОРМИРОВАНИИ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ Аннотация. В статье рассматривается влияние астрономической подготовки на формирование фундаментальных физических знаний, естественнонаучной гра- мотности и научного мировоззрения обучающихся. Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, научное мировоззрение, астрономическая подготовка, методика обучения физике. В соответствии с современными стандартами образования выпускники об- щеобразовательных школ должны обладать не только предметными знаниями, но и рядом важных умений, компетенций. К числу наиболее значимых из них относится функциональная грамотность человека, проявляющаяся в способно- сти «решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сфор- мированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятель- ности» [2]. Одним из видов функциональной грамотности обучающихся яв- ляется естественнонаучная грамотность. Она требует от человека следующих компетенций: умения научно объяснять явление; понимания основных особен- ностей естественнонаучного исследования; умение интерпретировать данные и использовать доказательства для получения выводов. Одним из важнейших для формирования естественнонаучной грамотности в школе, конечно же, является учебный предмет «Физика». В содержании курса физики излагаются фундаментальные законы природы, которые лежат в основе других наук. Овладение учащимися широким спектром знаний о важнейших от- крытиях современной науки – физики, вносит вклад в формирование научной картины мира обучающихся. Однако, на наш взгляд, нельзя не отметить и роль другой науки, а именно, астрономии, которая также является немаловажным, со- держательно важным звеном в достижении целей современного качества обра- зования, поставленных обновленными стандартами общего образования. Сего- дня астрономия уже не является в учебном плане отдельно выделенным для изучения предметом. В связи с чем, задача ознакомления школьников с элемен- тами содержания курса астрономии в соответствии с Примерными рабочими программами по физике на базовом и углубленном уровнях [3, 4], должна ре- шаться учителем физики.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=