Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

119 Е. М. Макешина Научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент Е. В. Панферова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЖИЗНЕСТОЙКОСТЬ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОЕ КАЧЕСТВО ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА Аннотация. В данной статье приведены результаты теоретического исследова- ния характеристики жизнестойкости как профессионально значимого качества лич- ности педагога. Представлен анализ научных работ отечественных учёных: Н. В. За- керничной, Э. Ф. Зеера, Н. П. Карповой, П. А. Кислякова, Н. И. Кольчугиной, Д. А. Ле- онтьева, О. В. Трубецкой, Ю. В. Торкаченко, Ч. К. Фан, М. А. Фризен, Е. А. Шмелевой, Е. А. Юговой. Проведено исследование нормативно-правовых актов, регламентирую- щих деятельность педагогических работников, с целью определения в них места жиз- нестойкости как ПЗЛК. Ключевые слова: жизнестойкость, профессионально значимые качества лич- ности педагога, личностный потенциал педагога. Выстраивание современного и эффективного образовательного процесса обусловлено необходимостью владения педагогом навыками анализа посто- янно меняющихся социальных условий. В связи с этим, значительно возрас- тают требования к психологическим качествам личности педагогов, имею- щим профессиональное значение для осуществления успешной педагогиче- ской деятельности. В приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н для педагогов определены следующие необходимые знания и тру- довые действия: «…индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики»[6], фор- мирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультур- ной среде. В приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июля 2015 г. № 514н утверждены такие необходимые знания для педагогов-психоло- гов: «современные теории формирования и поддержания благоприятного соци- ально-психологического климата в коллективе», «…способы адаптации и прояв- ления дезадаптивного поведения…» [7], а также теории и методы предотвра- щения профессионального выгорания специалистов, причины возникновения, методы предупреждения и снятия психологической перегрузки педагогического коллектива. Таким образом, при рассмотрении вышеуказанных нормативно-пра- вовых актов мы подошли к такому профессионально значимому качеству личности педагога как жизнестойкость.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=