Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

116 П. Б. Лобковская Научный руководитель – доктор физико-математических наук, доцент Ю. В. Бобылев Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОБ ИЗУЧЕНИИ ПОНЯТИЙ «ЦЕНТР ТЯЖЕСТИ» И «ЦЕНТР МАСС» В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ И В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Аннотация. В статье раскрывается роль элективных курсов, а также кружковой деятельности при изучении понятий «центр масс» и «центр тяжести» в педагогиче- ском вузе и в средней школе. Говорится о понятиях центра тяжести и центра масс и их роли при изучении в механике, а также раскрывается понятие элективного курса и его помощи при изучении данных понятий. Ключевые слова: кружковая деятельность, теоретическая механика, центр масс, центр тяжести, элективный курс. Проблема изучения тем, касающихся «центра масс» и «центра тяжести» начинает зарождаться еще в школьное время. Позднее в курсах «механика» и «теоретическая механика», изучаемых в вузе, понятия центра масс и центра тяжести изучаются достаточно поверхностно и зачастую не различаются и пута- ются. Частично из-за упущения в школьные годы, частично из-за недостаточного количества в рамках аудиторных занятий уже в техникуме или в вузе, а также по ряду других причин. Помимо этого, возникающие трудности связаны с матема- тическим характером: при расчёте координат этих центров – не хватает знаний и навыков интегрального исчисления. Данная статья представляет собой по- пытку раскрыть вариант решения данной проблемы за счет рассмотрения этих тем в рамках соответствующих элективных курсов по теоретической механике и в рамках кружковой деятельности в школе. «Элективные курсы (от лат. еlectio – выбор, т. е. курсы по выбору) – орга- низационные формы классно-урочной, внеклассной и внеурочной образователь- ной деятельности, с четко разработанной структурой и социально подобранным содержанием, отвечающим задачам предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся основной и старшей школы в целях дальнейшего выбора профессии. Они обязательны для обучающихся, однако вариативны, поэтому, необходимо отметить, что определенный элективный курс выбирается ими са- мостоятельно, что, несомненно, оказывает влияние на будущую профессиональ- ную деятельность у школьников. Так же в соответствии с ФГОС ВО и студенты имеют возможность каждый семестр выбирать факультативные и вариатив- ные дисциплины. Это позволяет расширить и углубить знания обучающихся по выбранным разделам образовательной программы на всех направлениях под- готовки» [2, с. 48].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=