Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

107 С. Л. Рубинштейн характеризовал субъектность в фокусе сознания чело- века. Автор критиковал идеалистическую трактовку субъекта, в рамках которой сознание рассматривалось в отрыве от объективного мира, практической дея- тельности и поведения, связано как бы само с собой, с интроспективной пози- цией (наблюдение собственных психических процессов). Поведение же рассмат- ривалось лишь как сумма реакций, что приводило к обособлению сознания личности от реальности. Кроме того, обособлялось сознание субъекта не только от объективного мира, но и от собственного его бытия, это выражается в исклю- чении из сознания человека чего-то важного, некого понимания объективного мира, которое могло бы служить стимулом поведения; сознание безучастно по отношению к практической деятельности индивида. В результате этого отчуж- далось от сознания человека и объективное содержание знания, т. к. оно исклю- чено из деятельности [3, с. 301–303] В тесной связи с объектом С. Л. Рубинштейн рассматривал термин «субъ- ект», определяя его как «реальное сознательное существо (человек), которое в тех или иных актах познания выступает в качестве, в функции или роли субъ- екта». Категория субъектности прослеживается в попытках автора объяснить процесс отражения через сознание человека объектов окружающего мира, кото- рые вплетаются в систему отношений между людьми. Назначением многих пред- метов окружающего мира является «служение» людям и их межличностному об- щению (например, книга, т. к. у нее есть читатель), существование таких вещей (объектов) предполагает существование людей, пользующихся ими или произ- водящих какие-либо действия (субъектов). Поэтому, по мнению психолога, че- ловеческие действия приобретают смысл поступков. Субъект – это, «действую- щий человек, в сознании которого отражается объективный мир, социальные связи, практическая деятельность в отношении существующей действительно- сти» [3, c. 306], причем отражение объектов окружающего мира в сознании субъ- екта происходит не непосредственно, а преломляется через субъект и его дея- тельность [4, c. 14–15]. Во взаимосвязи сознания и деятельности Л.С. Рубинштейн говорил о дейст- вующем лице, которое становится субъектом активности, это выражается в само- определении личности, т. е. важны не только объективные условия, но и внутрен- ние позиции субъекта. Автор писал: «человек не только находится в определенном отношении к миру, но и сам определяет, как к нему относиться, внешние условия не прямо определяют результат, а преломляются через внутренние условия, в этом заключается сознательное самоопределение человека» [2, c. 357]. С. Л. Рубинштейн рассматривал субъект не как нечто абстрактное, а как субъекта психической деятельности в тесной взаимосвязи с деятельностью прак- тической, что позволило перевести категорию субъекта из философского плана в психологический. Эти идеи оказались крайне востребованными новой советской педагогикой. Организация образовательного процесса в единой трудовой школе, построение

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=