Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2024

106 Э. А. Крылова Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Е. Ю. Ромашина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ФЕНОМЕНЕ «СУБЪЕКТНОСТЬ» В ТРУДАХ РОССИЙСКИХ ПСИХОЛОГОВ ПЕРВОЙ ТРЕТИ XX в. Аннотация. В статье анализируются представления психологов о феномене «субъектность», вклад выдающегося психолога С. Л. Рубинштейна в разработку дан- ной проблемы. Ключевые слова: субъект, деятельность, субъектность. Активизация гуманистических идей в современной системе образования связана с изменением образовательных ориентиров и предполагает направлен- ность деятельности педагогов и других субъектов образовательного процесса на формирование необходимых и социально значимых качеств личности, одним из которых является автономность, самостоятельность. Сегодня ведется общественная дискуссия об осознании ребенка самостоя- тельным субъектом различной деятельности в различных сферах [6, c. 9]. Однако целостное и системное понимание этого вопроса невозможно без обращения к его истории. Категории «субъект» и «субъектность» первоначально являлись философ- ским концептом и восходят к Аристотелю; их можно также проследить в работах И. Канта, Гегеля, К. Маркса и др. В России обращение к ним произошло на ру- беже XIX и XX вв., и важно отметить, что разработка этого проблемного поля в педагогике и психологии происходила в условиях существенного влияния марксистской теории, государственной идеологии и практики нового социаль- ного строительства. Наиболее активно субъектность изучалась выдающимся психологом С. Л. Рубинштейном (1889–1960), который разрабатывал концепцию человека как субъекта деятельности, ядром которой стал принцип единства сознания че- ловека и деятельности. Положил начало этой концепции труд «Принцип творче- ской самодеятельности» (1922), где автор выразил мысль о том, что деятельность всегда связана с субъектом (т. е. с человеком, а не машиной или животным и т. п.), она всегда представляет самостоятельный и творческий акт и связана с объектом. В работах «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» (1934), «Основы психологии» (1935) он продолжил рассматривать психику человека в тесной связи с практической деятельностью, развивая свои идеи на основе фи- лософии К. Маркса.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=