Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2023

99 М. И. Ромашин matvei.romashin@mail.ru Научный руководитель – доктор исторических наук, профессор В. Н. Барышников Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПОЛИТИКА ПАМЯТИ: «ТРЕТЬЯ ВОЛНА» ИСТОРИОГРАФИИ Аннотация. В статье рассмотрены новые подходы к изучению исторической па- мяти. Описана концепция агонистической памяти Ш. Бергера, пришедшая в западно- европейской историографии на смену позициям М. Хальбвакса и П. Нора. Ключевые слова: коллективная память, историческая память, политика памяти, агонистическая память. Интерес к изучению социальных аспектов памяти возник у исследователей в 1920-е гг. Понятия «коллективная память» и «историческая память» были пред- ложены французским социологом М. Хальбваксом как бинарная оппозиция [6]. По Хальбваксу коллективная память – это «непрерывный ход мыслей, ˂…˃ из прошлого такая память сохраняет только то, что еще живет или способно жить в сознании той группы, которая ее поддерживает»; история же «начинается в тот момент, когда заканчивается традиция, когда затухает или распадается социаль- ная память» [6, с. 143]. Это всегда «разрыв»: в отличие от «непрерывного хода» коллективной памяти история «не колеблясь, вводит в поток фактов простые де- ления», и историописание искусственно конструируется, исходя из потребнос- тей и правил, которые приобрели значение совсем в иную эпоху [там же]. Концепция М. Хальбвакса вызвала интерес у современников (К. Маннгейм и др.), однако по-настоящему востребованной стала в 1980-е гг., послужив тео- ретической основой проекта под руководством П. Нора «Пространства памяти» [5]. Главным предметом исследований стали не события прошлого, а их репрезента- ции. В качестве «мест памяти» были представлены архивы, французский флаг, Пантеон, стена коммунаров, словарь Ларусса, праздничные церемонии и т. д. Ключевым понятием нового подхода к историческим исследованиям стал тер- мин «коммеморация» – осознанное повторение, способ укрепления и передачи памяти о прошлом, коллективный опыт «проживания» истории в границах спе- циально созданной «социокультурной инфраструктуры памяти». Нора писал о существенном изменении самого «способа исторического восприятия»: благо- даря средствам массовой информации настоящее «стало чем-то вроде перерабо- танного, обновленного прошлого, реализованного как настоящее посредством сварки и закрепления» [11, p. 7, 16]. В этом же ключе были написаны работы немецкого египтолога Я. Ассмана [2]. По его мнению, «спрос» на memory studies

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=