Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2023

82 3 – эмоционального усиления воздействия текста на читателя; 4 – создания эффекта неожиданности; 5 – изображения длительности действия во времени; 6 – усиления контраста изображаемых явлений. Парцелляция на письме может оформляться с помощью точек, запятых, тире и других знаков препинания. Часто парцелляцию можно встретить в проза- ическом произведении. Структура такого текста больше располагает к формиро- ванию парцеллированных конструкций, поскольку не ограничена продолжи- тельностью стиха или размером. Привёдем несколько примеров: «Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя лю- бимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса» [4, с. 115]. Здесь заметим, что посредством парцелляции проиллюстрировано трепет- ное отношение лирического героя к любимой вещи. Другим примером является стихотворение А. А. Блока: Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века – Всё будет так. Исхода нет. [2, т.1, с. 130]. Здесь благодаря этому приёму внимание читателя по очереди выхватывает из общей картины отдельные образы. Кроме того, с помощью парцелляции со- здаётся впечатление замедления времени. Арабский язык первых веков характеризовался тенденцией к коротким и ла- коничным предложениям, достаточных для достижения цели высказывания. Эти короткие предложения следовали друг за другом, но не были оторваны друг от друга, а, напротив, они были тесно связаны друг с другом в связи с их ассоциа- цией с буквами соединения, особенно с буквой «вау», служащей для обеспечения связности и целостности текста. Примеров этого настолько много, что их невоз- можно перечислить: это и тексты Корана, и древнеарабская поэзия, которые счи- таются лучшим примером и справочником для изучения арабского языка. Од- нако с течением времени и арабское предложение становилось все более и более сложным. Постепенно начался отказ от краткости и ясности, которые считались основой арабского красноречия. Суть в том, что арабский язык в первые века своего существования вообще не знал парцелляции, потому что, как мы упоминали ранее, на первом месте стоит целостность и связность языковой конструкции. В последнее время мы едва встречаем это явление в некоторых литературных жанрах, таких как очень короткий рассказ, природа которого требует таких предложений, чтобы придать рассказу скорость, движение и некоторую неопределенность. В современной арабской литературе мы обнаруживаем, что рассказ больше всего представляет явление парцелляции, поскольку писатель прибегает к корот-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=