Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2023

71 тут для повивальных бабок с возможностью после окончания приступать к прак- тике [16, с. 162–163]. Как раз в лучших традициях русской медицины испокон веков народный лекарь был единственной доступной врачебной женской про- фессией. Прибегать к неквалифицированной врачебной помощи людям зачастую было необходимостью из-за нехватки специалистов в провинциях. Они пользова- лись доверием среди населения, хотя лечение ненаучными домашними методами могли «больше навредить, чем вылечить» [1, с. 5.]. В результате труд женского персонала в роли врачей считался одним из путей к удовлетворению потребности женщины в профессиональном образовании и труде на пользу отечества. На практике пациенты больше доверяли опрятному и гуманному женщину- врачу, нежели мужчине. Так из общего количества пациентов в 2,5 тыс. человек около 45 % девушек были склонны к выбору женщины-врача, 42 % детей также пользовались их доверием, тогда как мужчины в меньшей степени желали ле- читься у женского пола – 13% [4, с. 57.]. Мужчины скептически относились к женщинам-медицинским работникам. Девушкам приходилось сталкиваться с недоверием мужской части населения. Ярыми противниками «ученых жен- щин» в качестве препятствий допуска к врачебной деятельности приводили сле- дующие объективные аргументы: биологические различие с мужчинами, статус жены и матери, мешающий посвящать время работе и юридическая зависимость от мужского пола [17, с. 116]. Дело в том, что, несмотря на пользу, приносимую женщинами в роли меди- цинского работника, доступ к получению знаний был ограничен по ряду пунк- тов. Коммерческие курсы для акушерок начали работу в Медико-хирургической академии с 1872 г. Прием слушательниц осуществлялся «…если пребывала в браке – согласие мужа, если нет – родителей» [10, с. 828–830]. Все же органи- зованные курсы положили начало получению квалификации врача женщинам. По серьезности подготовки приравнивались к полному медицинскому образова- нию, т. е. равному с мужским. Показательно, что к 1877 г. первые 170 выпускниц, выдержавших экзамен в академии, смогли показать знания и свою пригодность участвуя в русско-турецкой войне в качестве сестер «Красного креста». 750 жен- ских специалистов с аттестатами об окончании специальной медицинской под- готовки было отправлено в военный госпиталь. Женский персонал заботился о снабжении, моральной поддержке больных и гигиене госпиталя [3, с. 40–45]. Современники убеждались в большой пользе сестер милосердия, приносимой в лечебных учреждениях. Это подтверждало необходимость привлечения жен- ского медицинского персонала не только в экстренной ситуации, а на постоян- ной основе, т. к. в мирное время многие женщины могли помогать своим трудом в больнице или частных домах [3, с. 59]. Официальное разрешение работать в медицинской сфере целеустремленные женщины достигли путем торжественного открытия женского Медицинского института 1897 г. [5, с. 59]. Тернистый путь, по которому шли женщины России к высшему образованию, был завершен и опыт показал, что современники не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=