Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2023

70 труду, порядок в госпитале был соблюден и оценен многими мужчинами [12, с. 45–46]. Кроткие женщины с большой силой воли работали под градом пуль и удивляли мужчин своей стойкостью. Современники, вспоминания это знаме- нательное событие, пишут: «их гуманный труд, самоотверженно внес порядок в севастопольский хаос…» [15, с. 100]. При этом, несмотря на недостаток знаний и отсутствие опыта, впервые женщины смогли обратить внимание общества и положили начало новому отношению к их работе. Это значимое событие по- влияло и на их растущее желание, проявляемое на протяжении XIX в.: повысить образовательный уровень, расширить доступ и повысить качество медицинской подготовки женской половины населения. Неудачное окончание Крымской войны и последовавшие затем волны об- щественных волнений предвещали перемены. По воспоминаниям современни- ков, «окончание рабства раскрепостило и возвысило личность», тем самым зас- тавив общество пересмотреть свое отношение к семье и женщине [16, с. 99]. В иной обстановке российской гражданке необходимо быть просвещенной, стре- миться к полезной деятельности, самостоятельности. Их стремление к полезному труду и показало необходимость приобретения практических знаний и навыков выше среднего уровня, прежде всего, для трудоустройства. Диаметрально противоположные взгляды той эпохи – консервативные и прогрессивные заставляли многих женщин из-за ограниченного доступа в уни- верситеты «убегать из дома получать образование за границу» [6, с. 57]. Особой популярностью пользовался университет в Цюрихе. По данным, приведенным К. В. Бемертом, с момента обнародования запрета к слушанию лекций в Медико- хирургической академии, из 200 студентов русских студенток было 24, большая часть из них ходила на лекции по медицинским предметам [11, с. 10]. К 1872 г. число студенток на медицинском факультете увеличилось в 5,8 раз [2, с. 26]. Первая профессию врача получила Н. П. Суслова и стала примером для многих российских женщин [5, с. 56]. С 1870-х гг. появилась возможность получать медицинское образование не только в крупных российских городах, но и в провинциях. Ввиду этого, для вто- рой половины XIX в. характерно «поднятие умственного развития масс» и про- порциональный рост количества медицинских учебных заведений. Так к 1880-м гг. их число выросло с 40 до 50 %, что уже говорит о нужде населения в медицин- ских работниках [16, с. 59.]. В Тульской губернии также развивалась земско-ме- дицинская служба с целью организации доступной помощи для разных слоев населения. По этому вопросу М. О. Сафронова заключила, что тульская меди- цинская система включала к 1914 г. 56 врачебных пунктов, когда на протяжении XIX в. насчитывалось всего около 11 уездных больниц [14]. Кадров не хватало, тогда внимание было обращено на женщин и упомянутое крымское предприятие является подтверждением. Открывались повивальные школы, курсы при больницах для подготовки среднего женского медперсонала- фельдшериц-акушерок и др. Например, в 1875 г. был открыт в Закавказье инсти-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=