Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2023

59 СССР. Исходя из всего вышесказанного, необходимо отметить, что в учебниках по истории России издательства «Дрофа» содержится незначительный и не сис- тематизированный материал о народах Средней Азии. Линия учебников издательства «Русское слово» 6–10 классов была выпу- щена в 2015 г. В учебнике 6 класса Центральная Азия впервые упоминается в связи с созданием Монгольского государства на рубеже XII–XIII вв. и завоева- нием этого региона монголами [20, с. 130–131]. В учебнике 7 класса информация о народах Средней Азии отсутствует. В учебнике 8 класса содержится информа- ция о национальной и внешней политике императрицы Анны Иоанновны. Отме- чается, что при данном правителе установились регулярные отношения с каза- хами, которые делились на три жуза: Младший, Средний и Старший. В 1731 г. хан Младшего жуза Абулхаир перешел под покровительство России. К 1740 г. под покровительство России перешел и Средний жуз [16, с. 69]. Присутствует целый параграф, посвященный народам Российской империи в XVIII в., однако информация о населении Средней Азии в нем не содержится. В учебнике 9 класса имеется параграф, посвященный народам России в пер- вой половине XIX в., но и в нём информация о народах Средней Азии отсут- ствует. В материале о внешней политике Российской империи во второй поло- вине XIX в. присутствует информация об отношениях России и Средней Азии. В этом регионе сталкивались российские и английские интересы. Три, существо- вавшие там государства, Кокандское и Хивинское ханства, Бухарский эмират, совершали набеги на пограничные территории России. В ответ на это российское правительство задумало присоединить эти земли. В результате успешных воен- ных действий русской армии в начале 1880-х гг. завершится присоединение этого региона к России [22, с. 152]. Согласно переписи населения 1897 г. на тер- ритории Российской империи проживало 129,1 млн человек, из которых 3 % со- ставляли казахи [22, с. 172]. В первой части учебника 10 класса содержится ин- формация об установлении советской власти в Средней Азии [18, с. 87]. Отмечается, что в 1936 г. автономные республики Казахстан и Киргизия приоб- рели статус союзных [18, с. 150]. Далее среднеазиатский регион упоминается только в контексте распада СССР [19, c. 106–109] и подписании Декларации о создании СНГ [19, с. 111]. Подводя итог вышесказанному, стоит отметить, что в данной линейке учебников информация о Средней Азии немногочисленна. Сведения о среднеазиатских народах либо присутствуют в небольшом объёме, либо отсутствуют вообще. Изложенный материал даёт нам представление о том, сколько информации о народах Средней Азии присутствует в современных школьных учебниках по истории России. Хочется подчеркнуть, что сведения о данном регионе, так или иначе, содержатся сразу в трёх линейках УМК по истории России. Но при этом эти сведения недостаточны для того, чтобы у учащихся сложилось полное пред- ставление о землях, которые с XVIII в. являлись частью Российского государ- ства. Основное внимание уделяется описанию присоединению среднеазиатского

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=