Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2023

58 В 1924 г. на территории Туркестанской АССР, которая входила в состав РСФСР образовались новые союзные республики: Узбекская ССР, Туркменская ССР, от- мечается политика «коренизации» [13, с. 104]. Национальная политика 1930-х гг. отражена только с экономической и политической стороны [13, с. 148–154]. Во второй части учебника 10 класса присутствует информация о вкладе всех наро- дов СССР в победу в войне, в том числе и представителей Средней Азии [14, с. 51]. Национальная политика в послевоенном СССР представлена как материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся [15, с. 98–102]. В национальной политике 1960-х–1980-х гг. уделяется внимание лишь промыш- ленному развитию в среднеазиатском регионе и нарастанию противоречий [15, с. 157–159]. В третьей части учебника 10 класса по национальному вопросу присутст- вует лишь материал, посвященный распаду СССР и федеративному строительству. Анализируя весь вышеизложенный материал, можно сделать вывод, что в учебниках издательства «Просвещение» содержится материал о народах Сред- ней Азии, при этом он в основном подаётся в виде материала для самостоятель- ной работы и проектной деятельности учащихся, что является главным недостат- ком. Вторым недостатком является изложение информации, особенно во время СССР, лишь со стороны экономического и политического развития, вместо ис- торического и культурного. Линия учебников издательства «Дрофа» для 6–10 классов общеобразова- тельных учреждений так же была утверждена Министерством образования и науки РФ 15 мая 2015 г. В учебнике 6 класса соседом восточных славян отме- чается Хазарский каганат [1, с. 29–30]. Далее народы Средней Азии упомина- ются в контексте покорения их монголами [1, с. 128]. В учебнике 7 класса при- сутствует информация об отношениях России с Калмыцким ханством. Калмыки во второй половине XVII в. перешли в подданство русского царя, однако вопрос о присоединении этой территории к России так и не был решен [2, с. 192]. В учебнике 8 класса отмечается расширение территории России на восток в 1730-х гг. В 1731 г. императрица Анна Иоанновна приняла в подданство хана Младшего жуза, так было положено начало вхождения состав России Западного Казахстана [3, с. 84]. В учебнике 9 класса отмечается, что в 1865 г. начинается завоевание Рос- сией Средней Азии, которое завершится только в 1886 г, после присоединения туркменских племён. Территории Коканда, Хивы и Бухары потерялись свою не- зависимость [17, с. 155]. В рубрике «работа с источниками» имеются сведения о естественном приросте населения среднеазиатского региона с 1907 по 1913 гг. [17, с. 225]. Уровень грамотности в Средней Азии во второй половине XIX в. составлял 5 % [17, с. 231]. При этом отмечаются казахские поэты того времени А. Кунанбаев, Ч. Валиханов, З. Бигиев [17, с. 242–243]. В учебнике 10 класса о среднеазиатском регионе говорится только в кон- тексте экономического и политического развития данных территорий в составе

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=