Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2023

57 В первой части учебника 9 класса содержится материал для самостоятель- ной работы и проектной деятельности учащихся, который посвящен националь- ной и религиозной политике Николая I. Здесь внимание уделяется территории современного Казахстана, которую с XVIII в. населяли кочевые племена казахов (тогда их называли киргизами). Эти племена разделились на три группы и обра- зовали Малый, Средний и Большой жузы, которыми управляли ханы. Отмечает- ся, что первым в состав России вошел Младший жуз, еще в 1731 г. А в 1840-е гг. верховную власть России признал Средний жуз. Русские стали строить там во- енные укрепления, которые со временем превратились в города. Со степями ка- захов соседствовали государства Средней Азии – Хивинское и Кокандское хан- ства, Бухарский эмират. Они тоже хотели захватить казахские земли, поэтому совершали набери на казахские земли, перешедшие под покровительство России, в этом их активно поддерживала Англия (соперник России в данном регионе). Из-за этого российское правительство стремилось защитить свои пограничные территории, что в дальнейшем приведет к завоеванию среднеазиатского региона [8, с. 85]. Были и другие обстоятельства, которые подталкивали Россию к завое- ванию Центральной Азии. Это в первую очередь экономические причины, так как среднеазиатский хлопок был важным сырьем для текстильной промышленно- сти России. К тому же в 1860-е гг. поставки хлопка из США были нарушены из-за Гражданской войны в этом государстве [8, с. 154]. В это же время шла война между Бухарским эмиратом и Кокандским ханством. Русские войска, воспользовавшись этим заняли Ташкент и другие города Коканда, земли ханства отошли к России. В 1867 г. был образован Туркестанский край. Через год глава Бухарского эмирата начал войну с Россией, в результате которой он был вынужден признать себя вас- салом России. В 1873 г. Россия начала военные действия против Хивы. Однако окончательное присоединение Средней Азии произошло в 1882 г. [8, с. 154–155]. Во второй части учебника 9 класса содержится немного информации о наци- онально-религиозной политике Александра III по отношению к Средней Азии. Отмечается, что после присоединения к России в данном регионе прекратились междоусобные войны, ликвидировалось рабство и работорговля, установились единые с Россией законы. При этом народы региона сохранили свою самобыт- ность, а также национальные и религиозные черты [9, с. 28]. А также присут- ствует более подробный материал о завершении присоединения региона к Рос- сии во время правления Александра III [9, с. 33–35]. В первой части учебника 10 класса отмечается указ Николая II о мобилиза- ции на тыловые работы «инородцев». Хотя раньше все коренные жители Сред- ней Азии были освобождены от воинской повинности. В ответ на данный указ в регионе начались восстание, которые властям удалось подавить с помощью войск [13, с. 70]. Далее присутствует материал о строительстве советской феде- рации, в результате в составе Российской Федерации была создана Киргизская (Казахская) национальная автономная республика [13, с. 73]. Отмечается борьба с басмачеством, закончившаяся победой советского правительства [13, с. 75].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=