Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2023

56 тельств «Просвещение», «Дрофа» (Российский учебник) и «Русское слово», ко- торые в 2015 г. успешно прошли дополнительную экспертизу Российского исто- рического общества. Линия УМК под редакцией А. В. Торкунова (6–10 класс) была утверждена Министерством образования и науки РФ 15 мая 2015 г. Здесь значительное вни- мание уделено истории народов России, вопросам их духовной жизни, культуры и быта.Так, уже во введении к первой части учебника 6 класса говорится об ал- тайской языковой семье, на языках которой говорят народы Центральной Азии. Все они относятся к тюркской группе языков: казахский, киргизский, туркмен- ский, узбекский языки [10, с. 6–7]. Далее отмечаются первые государства, со- зданные тюркскими народами в Центральной Азии в VI–VII вв.: Тюркский кага- нат, Хазарский каганат [10, с. 22–23]. В период монгольского нашествия на территории Центральной Азии располагалась Монгольская империя, население которой практически истребило все соседние племена [11, с. 8]. Во введении пер- вой части учебника 7 класса говорится о том, что большое внимание уделяется истории народов, которые населяют Россию, в том числе и проживающих у ка- захских степей [4, с. 5]. Во 2-м параграфе присутствует информация о торговле России со Средней Азией в XVI в. [4, с. 18]. Об отношениях между Москвой и среднеазиатскими городами Хивой и Бухарой информация содержится во вто- рой части учебника 7 класса. Послы из этих богатых городов привозили в Россию хлопчатобумажные ткани, а с собой увозили оружие, кожи, шкурки соболей, охотничьих птиц. Русские послы Среднюю Азию посещали редко из-за непогоды на Каспийском море, междоусобных войн и набегов кочевников-туркмен [5, с. 65]. Однако царским посланникам удалось привезти в Москву из Персии и Средней Азии информацию о караванных путях в Индию, которые были крайне опасные [5, с. 65]. В первой части учебника 8 класса имеются сведения о том, что Анна Иоан- новна в феврале 1731 г. приняла в российское подданство хана Младшего казах- ского жуза Абульхаира с обязательством верной службы и уплаты ясака [6, с. 102]. Следующим шагом было создание в 1734 г. «Оренбургской экспедиции» и строительство Оренбургской крепости. В. Н. Татищев учредил «меновой двор» для ведения торговли с купцами Средней Азии и отправил из Оренбурга первый торговый караван с русскими товарами в Ташкент [6, с. 106]. О народах Казах- стана информация содержится во второй части учебника 8 класса как материал для самостоятельной работы и проектной деятельности учащихся.Казахские пле- мена, которые перешли в российское подданство, к середине XVIII в. занимались преимущественно кочевым скотоводством, ремеслом и обменивались товарами с государствами Средней Азии. Из животных разводили крупный рогатый скот, овец, коз, верблюдов и лошадей. Казахи контролировали огромные пространства Центральной Азии. А после присоединения к Российскому государству Млад- шего и Среднего жузов население стало заниматься земледелием, в степях начали выращивать просо и пшеницу [7, с. 102].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=