Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2023

55 Е. М. Колесникова kolesnikova27031989@icloud.com Научный руководитель – доктор исторических наук, профессор Е. П. Мартынова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИНФОРМАТИВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНЫХ УЧЕБНИКОВ ПО ИСТОРИИ РОССИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ Аннотация. В данной статье рассматривается проблема освещения исто- рии и культуры народов среднеазиатского региона, на основании трех линий УМК по истории России. Цель статьи – выяснить как подробно данные вопросы изуча- ются на школьных уроках истории. Новизна заключается в комплексном анализе учебников по истории России трех издательств: «Просвещение», «Дрофа», «Рус- ское слово». В результате автор делает вывод о том, что в современных школь- ных учебниках содержится недостаточное количество информации для формиро- вания у учащихся полноценной картины о жителях отдельного региона России. Ключевые слова: учебник истории для школьников, народы Средней Азии, ис- тория народов Средней Азии, культура народов Средней Азии. В школьном курсе истории практически не уделяется внимания изучению регионов России. В учебниках материал сосредоточен в основном на центре, на государстве, на власти. Насыщенность школьных учебников разнообразной ис- торической информацией приводит к тому, что на темы, связанные с изучением культуры и религии народов России, отводится небольшое количество учебного времени. Между тем, согласно последней переписи населения, нашу страну насе- ляют представители 207 национальностей. Думаю, что никто не будет спорить с тем, что важно воспитывать у учащихся уважение ко всем народам и этническим группам, проживающим на территории нашего государства. Об этом говорится во многих документах, связанных с организацией учебного процесса в школе, но при этом на практике это практически не реализовывается. Например, в ФГОС отмечена необходимость изучения региональной истории параллельно с макро- историей России, а в школьных учебниках это реализуется плохо. Под Централь- ной Азией принято понимать территорию Киргизии, Узбекистана, Туркмении, Таджикистана, а также Казахстана. Данный регион занимает особое место в ис- тории и культуре России периода империи. Многие завоевания не обходились без кровопролитных войн, в результате которых регион вошел в состав России. Во всей российской науке сегодня прослеживается дефицит знаний всех окраин империи, Центральная Азия не является исключением. Чтобы комплексно изучить данную проблему были рассмотрены и проана- лизированы три линии учебников по истории России с 6-го по 10-й классы изда-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=