Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2023

27 ческих правил и отсутствие прочных навыков языкового употребления. Это все ус- ложняет как понимание речи на слух, так и формулирование собственных мыслей. Для того чтобы углубиться в вопрос изучения грамматических навыков, необходимо дать определение этому понятию. Ученые-методисты (И. Л. Бим, А. Н. Щукин и другие) трактуют грамматический навык как коммуникативно- мотивированное употребление обучающимися грамматических конструкций в устной речи, которое происходит «на автоматизме» [2]. Методисты разделяют грамматические навыки на: рецептивные граммати- ческие навыки и продуктивные грамматические навыки. Данная классификация основана на видах речевой деятельности [4]. Под продуктивными грамматическими навыками подразумевается автома- тизированное, осознанное использование обучающимся корректных граммати- ческих форм и правил во время «создания» речи. Овладение продуктивным грам- матическим навыком можно наблюдать во время устной или письменной речи [3]. Под осознанностью имеется ввиду механизм, при котором сначала исполь- зование грамматических явлений учеником контролируется как преподавателем, так и его сознанием. Затем обучающийся «приобретает» необходимые навыки и качества, которые помогают ему продолжить использование грамматических структур автоматически [4]. Рецептивными грамматическими навыками называют навык обучающихся узнавать и понимать грамматическое явление в письменном, устном текстах. Ре- цептивность грамматического навыка можно наблюдать не только при пассив- ном знании языкового материала, но и при активном. И. Л. Бим выделяла 2 цели обучения грамматике в коммуникативно-ориен- тированном подходе: 1. Обучить учащихся корректно оформлять свою устную, письменную речь с грамматической точки зрения, уделяя особое внимание содержанию высказываний. 2. Научить учеников «находить» грамматические явления и конструкции в учебном материале [2]. Необходимо помнить про важный факт при изучении иноязычной грамма- тики, а именно: овладение грамматическими явлениями не может происходить вне коммуникативной деятельности. Сама коммуникативная деятельность должна быть максимально приближена к реальным жизненным ситуациям и но- сить ситуативный характер [5]. Рассматривая данный факт изучения грамматики, педагоги и преподаватели часто прибегают к методике «ППП» (англ. РРР – Presentation, Practice and Production) Дэвида Эванса. Данный метод обучения основан на трех правилах: 1. Презентация нового материала. На данном этапе преподаватель представ- ляет обучающимся речевую ситуацию, в которой представлены те или иные грамматические явления. 2. Закрепление и отработка нового грамматического материала. Во время этого этапа обучающиеся достигают уровня устойчивого владения грамматиче-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=