Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2023

26 П. О. Джебраилова dzhiebrailova98@mail.ru Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент И. В. Щукина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПОНЯТИЕ И РОЛЬ ПРОДУКТИВНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Аннотация. В данной статье объясняется, что такое продуктивные грамматиче- ские навыки, их роль при обучении английскому языку. Обосновывается также важ- ность развития данных навыков в рамках коммуникативной методики с акцентом на общение и формирование иноязычной коммуникативной компетенции как конечной цели. Продуктивные грамматические навыки помогают обучающемуся использовать в речи грамматические конструкции и явления правильно на уровне автоматизма. Ор- ганизовать на уроке данную работу помогают коммуникативные задания по грамма- тике, отдельные примеры которых также приводятся в статье. Ключевые слова: обучение английскому языку, иноязычная коммуникативная компетенция, коммуникативные задания, продуктивные грамматические навыки, ре- цептивные грамматические навыки, развитие грамматического навыка. Одной из главных целей современного образовательного процесса является формирование разносторонне развитой личности, которая может успешно вести межкультурную коммуникацию [6]. В связи с этим нельзя не отметить важную роль развития у обучающихся таких продуктивных умений, как говорение и письмо. При успешном овладении умениями устной и письменной речи обуча- ющиеся могут достигать цели коммуникации, будучи в среде иноязычного об- щения [1]. Для достижения коммуникативной задачи методисты и преподава- тели иностранного языка стараются на занятиях «делать упор» на задания с «выходом в речь». Следует помнить о том, что при обучении говорению на иностранном языке необходимо уделять внимание не только изучению новых лексических единиц, но и грамматическим навыкам. Л. В. Щерба писал в своих трудах о важности изучения грамматики иностранного языка. По его мнению, грамматика способна собрать лексику в одно единое целое. При помощи грамматики и грамматиче- ских явлений человек может точнее передать свою мысль и построить полноцен- ное высказывание [7]. Однако, в настоящее время в системе языкового образования наметилась тенденция ослабления внимания к грамматической стороне иноязычной речи, что привело к частым грамматическим ошибкам обучающихся в письменных ра- ботах и устных высказываниях. Среди трудностей, с которыми сталкиваются преподаватели иностранных языков, особо выделяют слабое знание граммати-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=