Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2023

144 менного мира нужно учитывать множество факторов, в том числе единую ин- формационную паутину и в итоге, потенциально такие ограничения способны привести к снижению уровня защищенности российских граждан от информаци- онных атак и манипуляций со стороны недобросовестных зарубежных авторов, которые будут действовать в условиях меньшей конкуренции на поле продвиже- ния собственных псевдонаучных или околонаучных взглядов. Рассмотрим международные акты в сфере просветительской деятельности. Единственным международным правовым актом, регулирующим просветитель- скую деятельность, является Модельный закон «О просветительской деятельно- сти» в редакции, принятой в г. Санкт-Петербурге 20 мая 2016 г. Постановлением 44-11 на 44 пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ. В Модельном законе «О просветительской деятельности» также сформули- ровано понятие Просвещения, согласно которому понимается «целенаправлен- ный процесс информирования населения об имеющемся социально-культурном опыте, рассчитанный на большую, обычно не расчлененную на устойчивые группы аудиторию, и не предполагающий каких-либо формализованных проце- дур контроля за успешностью освоения сообщаемых сведений» [1]. Также, со- гласно международному акту просвещение включает, помимо иных элементов, образование взрослых, общее образование, неформальное образование. По мнению Е. Б. Козловой, «данный закон выстраивает достаточно стройную структуру как просвещения, так и просветительской деятельности, с том числе и оп- ределяя в ст. 6 шесть функций просветительской деятельности, одна из которых – образовательная, исходя их чего образование есть частный случай просвещения, а об- разовательная деятельность – один из видов деятельности просветительской» [5]. Интересное мнение, с которым сложно не согласиться, ведь даже исходя из небольшого закона о поправках, состоящего всего из 2-х статей становится ясно, что образование и просвещение – две связанные между собой вещи. Но, читая по- правки, четкой картины о взаимосвязи просветительской и образовательной дея- тельности сложить не получается, нет конкретики, именно поэтому его крити- куют. Модельный же закон больше по объему и отражает главные моменты в осуществлении просветительской деятельности. Законодатель, принимая закон от 5 апреля 2021 года, имел цель создать рамки и предотвратить «реализацию ан- тироссийскими силами в школьной и студенческой среде под видом просвети- тельской деятельности широкого круга пропагандистских мероприятий, в том числе поддерживаемых из-за рубежа и направленных на дискредитацию проводи- мой в РФ государственной политики, пересмотр истории, подрыв конституцион- ного строя» [4]. Однако, ясности не внес, как уважаемым просветителям (напри- мер, в научно-популярной области) дальше заниматься своей деятельностью. Таким образом, в ходе проведенного исследования было установлено, что перед субъектами отправления просветительской деятельности в России возникает проблема снижения качества распространяемых материалов. Это

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=