Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2023

143 Основным ограничением, введенным данным законом, стал запрет «исполь- зовать просветительскую деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, в том числе посредством сообщения обу- чающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиоз- ных и культурных традициях народов» [2]. При этом главной целью введения данного ограничения стало стремление оградить российской общество (и, преж- де всего, молодежь) от антироссийской пропаганды. 1 июля 2022 года Постановлением Правительством Российской Федерации также были утверждены Правила осуществления просветительской деятельности [3], которые п. 7 и 8 устанавливают уголовную и административную ответственность за использование просветительской деятельности в целях, указанных в ч. 2, ст. 12 ФЗ «Об образовании в РФ». В данном случае лица (государственные органы, ор- ганыместного самоуправления, либо иные юридические и физические лица) вправе обратиться по указанным фактам в уполномоченные государственные органы в со- ответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и (или) Кодексом Российской Федерации об административных равонарушениях. Исходя из указанных правил становится ясно, что просветительская дея- тельность осуществляется органами государственной власти, иными государ- ственными органами, органами местного самоуправления, уполномоченными ими организациями, а также может осуществляться физическими лицами, инди- видуальными предпринимателями и (или) юридическими лицами. Однако, орга- ном, в ведении которого является любая просветительская деятельность является Министерство просвещения РФ, т.к. обращения, связанные с нарушением зако- нодательством о просветительской деятельности, рассматривает данное мини- стерство и, в случае нарушения законодательства РФ и (или) Правил осуществ- ления просветительской деятельности, направляет организатору уведомление о необходимости устранения выявленных нарушений. Также каждый организатор, осуществляющий просветительскую деятель- ность в отношении несовершеннолетних и с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, обязан уведомить Министерство просвещения РФ о планируемом осуществлении просветительской деятельности. По мнению В. А. Полушкина, «введение особого порядка и условий осу- ществления просветительской деятельности неизбежно негативно отразится на количестве научного просветительского и популяризационного контента, кото- рый распространяется российскими резидентами, а также российскими СМИ и новыми медиа» [6]. Автор также считает, что в условиях отсутствия фактиче- ских государственных границ в информационной сети «Интернет», массовой культуры и экстерриториальности деятельности подобные ограничения факти- чески не затронут главную проблему – антироссийскую деятельность в данной сфере, которая осуществляется зарубежными авторами. Невозможно не согласиться с автором, т. к. несмотря на важность защиты граждан РФ от антироссийской деятельности и пропаганды, в условиях совре-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=