Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2023

142 на добровольных началах, как со стороны тех, кто просвещает, так и со стороны тех, кто просвещается. Изменения, внесенные в Федеральный закон, начинаются с того, что «Просвещение» не является образовательной деятельностью, что за- конодательно устанавливает отождествление этих двух понятий. «Просветительская деятельность – это деятельность, осуществляемая вне рамок образовательных программ, направленная, в частности, на распростране- ние знаний, опыта, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуаль- ного, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессиональ- ного развития человека» [2]. В данном же случае, невозможно говорить про обязательный характер по- лучения знаний, т.к. в рамках просветительской деятельности ее субъекты несут «дополнительные» сведение об устройстве мира (в области естественных или гу- манитарных наук) и в идеальной картине мира, от этого человек должен стано- виться более «образованным», получая некую надстройку знаний в профессио- нальной или общественной сфере. Просветительская деятельность направлена на удовлетворение образовательных потребностей вне рамок реализации образова- тельных программ. То есть, в случае, когда обучающийся получает определен- ные знания и навыки, например, по теме «Административно-правовое регулиро- вание деятельности ученого» в рамках учебного заведения и в результате освоения образовательной программы, мы говорим об образовании, но, если сту- дент приходит на какое-нибудь научное мероприятие, на котором даже может выступать тот же преподаватель с той же темой, речь пойдет о просвещении. Таким образом, становится понятно, что «просвещение» и «образование» два схожих по определению процесса, но каждый имеет нюансы, которые и об- разуют различие между ними. Стоит разобраться, в чем заключается их взаимо- связь двух понятий, как на законодательном уровне, так и в бытейском смысле. Для начала разберемся в нормативно-правовом обеспечении. Если с регулированием образовательной деятельности все понятно, то в ре- гулировании просветительской деятельности придется разобраться. Сам Феде- ральный закон о внесении поправок не готов похвастаться объемом и содержит лишь две статьи, которые закрепляют понятие «просветительская деятельность» и «Общие требования к осуществлению просветительской деятельности». По мнению В. А. Полушкина «направленность данных поправок свидетель- ствует о стремлении отечественного законодателя решить проблему увеличения количества нетрадиционных субъектов отправления научно-популяризаторской деятельности, посредством введения дополнительных ограничений на ее осу- ществление» [6]. Действительно, активная трансформация традиционных форм отправления просветительской деятельности и высокий рост нетрадиционных субъектов ее отправления требует законодательного регулирования данной сферы, что мы и можем наблюдать в Федеральном законе: ограничения на свободу организации просветительских мероприятий вне образовательных учреждений.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=