Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2023

125 Исходя из этого, меры профилактики отклоняющегося поведения старше- классников могут быть следующими: 1. Выделение учащихся группы риска, анализ предпосылок асоциального поведения старшеклассников; 2. Создание условий корректирующей работы с социальной средой и самой девиантной личностью; 3. Выделение факторов риска отклоняющегося поведения и их коррекция; 4. Коррекция отклоняющегося поведения учащихся, выработка психоэмо- циональной устойчивости к факторам, провоцирующим отклоняющееся поведе- ние, воздействие на сферы личности подростка, способствующие формированию исторического сознания, критического мышления, духовному росту. Историческое сознание в предложенной модели профилактической работы является ключом к ее успешной реализации, поскольку работа над формирова- нием адекватной картины мира учащихся развивает эмоционально-волевую сферу личности ребенка, способствует интеллектуальному обогащению и позво- ляет, руководствуясь знаниями, положительно подкрепленными моделями пове- дения и релевантными представлениями о социуме, выбирать верную траекто- рию жизненного пути. Формирование исторического сознания как превентивной меры отклоняю- щегося поведения старшеклассников может осуществляться в рамках как учеб- ной, так и внеурочной деятельности. Изучение курсов истории, русского языка, литературы, географии, обществознания позволяет изучить закономерности ис- торического развития России, приобщить учащихся к ее духовно-нравственному коду, выработать эмоционально-ценностное отношение к жизни и окружающей действительности. Внеурочная деятельность по формированию исторического сознания пред- полагает: классные часы с учащимися, родительские собрания, проектно-иссле- довательскую деятельность и творческие мероприятия, конференции, круглые столы, проектные лаборатории, взаимодействие с патриотическими обществен- ными объединениями, психологическое сопровождение и просвещение участни- ков образовательного процесса, участие в социальных акциях и повышение пра- вовой грамотности. Таким образом, сущность формирования исторического сознания и его воз- можности в профилактике отклоняющегося поведения старшеклассников со- стоят в помощи учащимся в их личностном самоопределении, характеризующим их линию поведения. Это говорит о том, что превентивной мерой профилактики отклоняющегося поведения старшеклассников может являться повышение уровня нравственной, социальной, духовной и культурной образованности. В процессе приобретения знаний, умений, навыков в ходе обучения у учащихся происходит развитие интереса к процессам социально-исторической действи- тельности. При этом формирование исторического сознания способствует фор- мированию в личности линии поведения, отвечающей требованиям современ-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=