Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2023

124 Причиной возрастания прецедентов отклоняющегося поведения у совре- менных школьников является оторванность от культурного наследия России, ее истории, традиций, стирание преемственности поколений, обеспечивающей сохранение культурно-исторического наследия предков. «Формирование конт- ролируемого информационного поля общественных дискуссий, связанных с ос- мыслением прошлого, расстановка акцентов в толковании исторических событий (особенно новейшей истории), явлений и процессов, в том числе и в системе школь- ного исторического образования – это специфические ориентиры, с помощью ко- торых государство стремится к закреплению своего видения прошлого» [6]. Сложившаяся социокультурная ситуация отражается в сознании подраста- ющего поколения в виде чувств оторванности, оппозиционности по отношению к историческому прошлому под воздействием альтернативных, недостоверных, искаженных источников массмедиа, что способствует росту манкуртизма в мо- лодежной среде. Данное состояние общества формирует запрос на изучение сто- роны общественного сознания, обладающей свойством корректного отражения социальной реальности, в которой был бы представлен синтез опыта прошлого, настоящего, а так же прогностический аспект изменений в обществе и государ- стве. Этим элементом общественного сознания выступает историческое сознание, поскольку «историческое сознание способствует, используя исторический опыт, зарождению идей, осознанию смысла, а также формированию рефлексирующей личности, которая будет проявлять себя не только в своей индивидуальности, но и в ответственности за себя, свои поступки, за мир, в котором живет» [6]. Историческое сознание является источником общественного опыта, приоб- щаясь к которому, личность самоосознает себя как элемент общегосударствен- ной структуры. Развитие исторического сознания способствует обогащению цен- ностной сферы, позитивному изменению критического мышления, рефлексии, толерантности благодаря соприкосновению с исторической памятью. В связи с этим, перед современной школой на фоне роста прецедентов отк- лоняющегося поведения у подрастающего поколения и сложившейся в XXI веке ситуации социокультурного кризиса стоит задача предупредить отклонения от социальных норм учащихся посредством влияния на историческое сознание с целью формирования гражданской идентичности школьников, приобщения их к культурно-историческому процессу и развитию критического мышления. Выборка возрастной группы 15–18 лет обусловлена психологическими но- вообразованиями учащихся, такими как: открытие собственного внутреннего мира, устойчивое формирование «Я-концепции», профессиональное и нрав- ственное самоопределение. В старшем школьном возрасте происходит активное становление нравственного сознания, происходит выработка траектории поведе- ния. Однако, в информационном пространстве, полном полярных мнений и то- чек зрения, в силу отсутствия в должной степени развитого уровня критического мышления, старшекласснику легко сделать неверный выбор, который может привести к асоциальному, экстремистскому поведению. Таким образом, учащиеся старших классов входят в группу риска.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=