Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2023

123 С. А. Сысойкина svetlanasysoykina@mail.ru Научный руководитель – кандидат педагогических наук, доцент О. В. Чукаев Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ: СУЩНОСТЬ, ФОРМИРОВАНИЕ, ВОЗМОЖНОСТИ В ПРОФИЛАКТИКЕ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Аннотация: в статье рассматриваются возможные причины роста прецедентов отклоняющегося поведения у школьников. Основополагающей повесткой, побуждаю- щей учащихся совершать правонарушения и преступления, является социокультур- ный кризис и, в частности, его переживание личностью, в ходе чего учащийся оказы- вается в бескоординатном поле ценностных ориентаций. Для преодоления тенденций манкуртизма и отклоняющегося поведения у подрастающего поколения предлагается рассматривать методы и средства формирования исторического сознания в образо- вательной практике. Ключевые слова: девиантное поведение, историческое сознание, манкуртизм, социокультурный кризис, старшеклассники. По данным университета прокуратуры Российской Федерации несовершен- нолетние граждане ежегодно совершают или принимают участие в более чем 40 тыс. административных правонарушениях и уголовных преступлениях. Наибольший процент – 83 % преступлений, допущенных несовершеннолетними, в 2019 году были совершены против собственности, 8 % – преступления против жизни и здоровья, более 4 % преступлений – незаконный оборот психоативных веществ. «В 2019 году на учет в подразделения по делам несовершеннолетних поставлены 145 тыс. подростков, более 70 тыс. детей из этого числа совершили административные преступления, не достигнув возраста 16-ти лет» [3]. Университетом прокуратуры РФ разработан психологический портрет несо- вершеннолетнего правонарушителя: «Недостаток жизненного опыта, повышен- ная внушаемость и практически полный антагонизм к запретам и предписаниям. А также максимализм, стремление к самостоятельности и самоутверждению, не- устойчивость самооценки» [3]. Данные статистики отклоняющегося поведения побуждают Министерство просвещения РФ разрабатывать новые методы работы в области превентивной педагогики. Директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Лариса Фальковская 17 ноября 2021 сообщила: «Сейчас перед нами как перед министерством в рамках проекта «Патриотическое воспитание» по- ставлена задача создания единого межведомственного подхода в вопросах про- филактики девиантного поведения детей и подростков» [5].

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=