Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2023

120 И. А. Сысоева irina.sysoeva.221@mail.ru Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор О. Д. Вишнякова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ПРАГМАСТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КИНОТЕКСТА Аннотация. В связи со все возрастающим влиянием кинематографа на медиа- пространство и индустрию развлечений возникает и необходимость привлекать к кино все больший спектр зрителей. Лучший способ апеллировать к вниманию зрителя – использовать не только запоминающийся яркий видеоряд и звуковое сопровождение, но и стилистически верно выстраивать непосредственно кинотекст. В данной статье освещаются способы проявления прагмастилистических особеностей кинотекста, проявления прагматики при выборе стилистических средств в диалогах и то, как все это отражается в переводе кинопроизведения на иностранный язык. Ключевые слова : прагмастилистика, кинотекст, диалоговая речь. Кинематограф, по праву считающийся лидером в индустрии развлечений по охвату зрителей и разных направлений, приобретает все большее влияние в ме- диапространстве. А потому появляется необходимость в привлечении еще боль- шего количества зрителей. Лучший способ апеллировать к вниманию зрителя – использовать не только запоминающийся яркий видеоряд и звуковое сопровож- дение, но и стилистически верно выстраивать непосредственно кинотекст, а также четко обозначать коммуникативную цель кинотекста и определять праг- матический эффект. По определению Кожиной, стилистика – это учение о наиболее эффектив- ных формах выражения мысли и чувств в самом широком смысле этого слова, о выразительных средствах языка, о целесообразном отборе и комбинировании средств языка в определенных сферах общения, о закономерностях употребле- ния языковых единиц в актах речевой деятельности. А прагматика, и, в частнос- ти, лингвопрагматика, изучает язык в его коммуникативной интенции, через от- ношение знаков к его получателю. Как единое целое, эти два направления, именуемые прагмастилистикой, исследуют стилистические особенности текста в отношении его коммуникативной интенции: то есть, с каким намерением, с це- лью воззвать к каким эмоциям, авторы прибегли к использованию того или иного стилистического приема или выразительного средства. Прагмастилистика применима и к кинотексту, поскольку главная цель лю- бого кинопроизведения – пробудить в зрителе эмоции и проникнуться героями и сюжетом. Но как именно проявляются прагмастилистические особенности в фильмах, где присутствует не только «линейный и последовательно обрабаты-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=