Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2023

107 нешься и, пряча руки в рукава, быстро побежишь по аллее к дому... Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете! » [2, с. 160]. В рассказе «Поздней ночью» И. А. Бунин отдает предпочтение портрету как одной из форм проявления художественного психологизма. Детали психологи- ческого портрета можно соотнести с пейзажной зарисовкой ночи: « Месячный свет падал из окон бледно-голубыми, бледно-серебристыми арками , и в каж- дой из них был дымчатый теневой крест , мягко ломавшийся по озарен- ным креслам и стульям. И в кресле у крайнего окна сидела та, которую я лю- бил, – вся в белом, похожая на девочку, бледная и прекрасная , усталая ото всего, что мы пережили и что так часто делало нас злыми и беспощадными врагами » [2, с. 171]. С целью передачи сконцентрированного внутреннего состояния персонажа и демонстрации психологической достоверности этого состояния писателю по- надобились особые художественные приемы. Н. В. Пращерук, исследователь психологизма в прозе И. А. Бунина, отмечает, что прием прямого «овеществле- ния» был ликвидирован из-за косвенного «опредмечивания». Это непосред- ственно выражалось в системном применении повторяющихся деталей и на уровне произведения в целом, и на уровне определенных его частей [7]. В рассказе «Последнее свидание» мотив несбывшейся любви создается по- средством повтора лунной темы : « В лунный осенний вечер, сырой и холодный, Стрешнев приказал оседлать лошадь. Лунный свет полосой глубокого дыма па- дал в продолговатое окошко...» [3, с. 329]. В сырых лунных полях тускло белела полынь... Лес, мертвый, холодный от луны и росы... Луна, яркая и точно мок- рая, мелькала по голым верхушкам... Луна стояла над пустынными лугами. Как печально все это было при луне!.. Луна садилась » [3, с. 330]. Повтор лексемы представляется не только выражением горькой иронии писателя, приемом пере- дачи внутреннего состояния персонажа, но и фактором достижения сконцентри- рованности этого состояния. События революции 1917 года стали отправной точкой для всплеска нацио- нального самосознания, который нашел свое воплощение в психологической прозе И.А. Бунина. Основное направление, в рамках которого происходило раз- витие творчества писателя в предреволюционный период, было заключено в со- четании лиризма и психологического саморазвития характера. Послереволюци- онное творчество И.А. Бунина станет ярким примером русской классической литературы, «связанного с усилением в ней психологизма, что обязывало его к дальнейшему развитию и обогащению поэтики и стилистики, к выработке но- вых форм художественной изобразительности...» [6, с. 39]. Литература 1. Благасова Г. М. Иван Бунин: Жизнь. Творчество. Проблемы метода и по- этики. – Белгород : Изд-во Белгород. ун-та, 2013. – С. 115.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=