Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2023

105 С. Н. Самарская lsn1503@yandex.ru Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор Д. А. Романов Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ТРАДИЦИИ И ИННОВАТИКА ПСИХОЛОГИЗМА В РАННЕЙ ПРОЗЕ И. А. БУНИНА Аннотация. Продолжая психологическую традицию, укрепившуюся в творче- стве писателей XIX столетия, И. А. Бунин развивает формы психологизма в малой прозе. В статье рассмотрены формы художественного психологизма, которые нашли воплощение в ранних рассказах И. Бунина. Ключевые слова: художественное произведение, художественный психоло- гизм, идиостиль, лингвостилистика. Наиболее широкое распространение разнообразные формы психологизма получили в литературе XIX века. По мнению И. А. Подругиной, это определено тем, что психологизм становится стилеобразующим принципом в творчестве пи- сателей-психологов XIX века [5, с. 14]. Действительно, укрепление психологи- ческой традиции обусловлено возрастанием интереса писателей к изображению многогранных «мерцающих героев» [11]. Психологизм в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермон- това становится «формой самовыражения писателей» [10, с. 30]. Писатели-реа- листы первой половины XIX века стремились показать читателю своеобразие пе- реживаний и чувств героев. Наивысшего расцвета художественный психологизм достиг в творчестве писателей второй половины XIX века в крупных эпических формах. И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой по-разному подошли к выбору способов достоверного изображения противоречивой природы чело- века, его внутренних метаний, поисков истины. Отличительной особенностью психологизма И. С. Тургенева, именуемой в литературоведении «тайный психологизм», является стремление воссоздать душевное состояние героев с достоверной точностью. Доминирующую роль в идиостиле писателя выполняет изображение эмоциональной стороны внутрен- него мира героев, поскольку сфера эмоций в меньшей степени подвержена само- контролю и самоанализу, а значит, с большей достоверностью может передавать уникальные черты характера персонажа. Углубление в бессознательное при изображении внутреннего мира героя достигает наивысшего мастерства в творчестве Ф. М. Достоевского. Он создает теорию «фантастического реализма», которая с «поражающей верностью» поз- воляет передать «состояние души человека»» [5, c. 15]. Во внутреннем мире

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=