Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2022
83 припоминанию, привнесенному из божественного мира идей. Цель актерской игры – приведение актера и зрителя к катарсису. С этой точки зрения, античная архитектура театра должна была нести смыслы как актерской игры и наблюде- ния за ней, способствуя оптимальному сосредоточению актера и зрителя, их при- ближения к богам и познанию истины. Главная цель театральной мистерии – ка- тарсис, который подразумевал совершенствование склада души, т. е. имел выраженную этическую цель [4]. В аспекте античного театра архитектор может рассматриваться как зодчий, как жрец, воздвигающий мистический мост между богами и людьми, строящий, как божество, подобие вселенной. Условиями его деятельности становится осве- домленность о сакральных знаниях, абсолютная точность расчетов, умение ис- пользовать сакральную символику в элементах театрального здания. Современные театральные здания, построенные по принципам античного театра, могут выражать установки актерской школы, стиля актерской игры, и, соответственно, правила этики актера. Наиболее развитая система этики актера существовала в Системе К. А. Станиславского, что в будущем могло бы послу- жить объектом философского анализа, например, взаимосвязи Системы и архи- тектуры театральных зданий, в которых располагались наиболее известные те- атры, работавшие в соответствии с Системой Станиславского. С другой стороны, современные театральные здания несут эклектику, под- разумевающую хаос архитектурных стилей. По словам архитектора Раппапорта, этот хаос определен общим хаосом современного бытия [5]. Кроме того, совре- менная архитектура театра определяет философией постмодерна [3], как и сами сценические постановки. В этом смысле античная театральная архитектура про- тивостоит современной. Данное противоречие требует разрешения, которое и со- ставляет этику архитектора в контексте театральной архитектуры. Таким образом, можно сделать следующие выводы: – Этика архитектора в контексте театральной архитектуры, раскрывается, в первую очередь, с точки зрения этики искусства – В аспекте этики искусства, этика в театральной архитектуре связана с эти- кой актера, так как согласуется с ней, согласно целям и задачам архитектуры те- атра и актерского искусства. – архитектура транслирует актуальные смыслы окружающего бытия, по- этому современная театральная архитектура отличается от классической В перспективе профессиональная этика в театральной архитектуре может расширить спектр проблем, в связи с цифровизацией театров, конкретизировав проблемы и цифровой этики; таким образом, дискурс о философии и этике теат- ральной архитектуры будет только расширяться. Литература 1. Анушин Б. Ю. Натурфилософские основания пространства театра в трак- тате Витрувия // Вестн. Ленинград. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. – 2013. – Т. 2. – № 3. – С. 126–134.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=