Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2022

7 Аналогичное исследование проводилось М. П. Марковой с соавт. (2004) на 10- тиклассниках г. Тулы в 2001–2003 гг. (таблица 1) [2]. Сравнение результатов этих двух исследований позволяет в какой-то мере оценить влияние итоговой аттестации в форме ЕГЭ на состояние нервно-психического здоровья старше- классников, ведь именно в 2002 г. начался эксперимент по внедрению ЕГЭ, а с 2009 г. эта форма итоговой аттестации стала единой и обязательной для всех выпускников школ. Таблица 1 Степень невротизма у 10-тиклассников в 2001–2003 и 2018–2019 гг. Год проведения исследования Образовательное учреждение Гимназия № 1 г. Тула Лицей при ТГПУ им. Л. Н. Толстого СОШ № 36 г. Тула СОШ № 2 г. Донской 2001–2003 гг. 45,9±2,4 n=22 повышенная – 40,77±1,95 n=22 допустимая – 2018–2019 гг. – 48,9±1,6 n=31 повышенная – 50,9±1,8 n=21 повышенная В период с 2001 по 2003 гг. степень невротизма школьников была ниже, особенно в обычной общеобразовательной школе. Так, в 2001–2003 гг. была за- фиксирована допустимая степень невротизма (СОШ№ 36), а в 2018–2019 гг. об- наружена повышенная степень невротизма (СОШ№ 2). Степень невротизма уча- щихся лицеев и гимназий была повышенной и до введения обязательного ЕГЭ и осталась таковой в период, когда такая форма государственной аттестации стала единой для всех выпускников. Вероятно, это связано с высокими требова- ниями и повышенной учебной нагрузкой в лицеях и гимназиях. Достоверных различий между данными исследований разных лет в этих учебных заведениях не обнаружено, но о тенденции к увеличению степени невротизма современных старшеклассников все-таки говорить можно. Учитывая тот факт, что в работе идет речь о 10-тиклассниках, т. е. об уче- никах, которые не сдают ЕГЭ, можно предположить, что повышение степени невротизма современных подростков определяется не только подготовкой к со- временным формам итоговой аттестации, или необходимость в будущем сдавать ЕГЭ негативно влияет даже на 10-тиклассников. Используя данные Росстата, размещенные в сборниках "Здравоохранение в России" [3], мы изучили динамику изменения состояния здоровья старшеклас- сников за период с 2005 г. (когда итоговая аттестация в форме ЕГЭ и ОГЭ еще

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=