Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2022
238 Ценности «интересная работа», «развитие», «активная деятельная жизнь» находятся в статусе индифферентных (незначительных), но не отвергаемых цен- ностей, что позволяет сделать вывод о том, что студенты-первокурсники нахо- дятся на этапе самоопределения в профессии. Однако, следует отметить, что в ряду значимых инструментальных ценно- стей студентов-первокурсников педагогического вуза значатся ценности обще- ния – честность (1), жизнерадостность (3), воспитанность (2), что указывает на высоким потенциал реализации в профессиональной деятельности, связанной с коммуникацией. В списке ценностей студентов-первокурсников, относящихся к ценностям дела, четвертое место занимает ценность «образованность», что указывает на осознанность выбора личности в получении высшего образования, а следова- тельно, мотивированность студентов к обучению в вузе. Возраст первокурсников составляет 17–19 лет. Именно на этот возрастной пе- риод, согласно Э. Ф. Зееру, приходятся профессиональные кризисы, связанные с «рез- ким изменением вектора профессионального развития личности»: «кризис професси- онального выбора и кризис профессиональных экспектаций» 1 [Цит. по: 4, с. 39]. Как отмечает Г. Ф. Вечорко, «кризис профессионального выбора связан с неудовлетворенностью профессиональным образованием и профессиональной подготовкой, с изменением социально-экономических условий жизнедеятельно- сти» [4]. Выходом из кризиса служит смена мотивов учебно-профессиональной деятельности или коррекция выбора профессии. Таким образом, результаты исследования показали, что ценности професси- ональной самореализации не находятся в списке значимых ценностей студентов первого курса. Характерной чертой основной части студентов-первокурсников является стремление к личностной самореализации, значимыми являются ценно- сти личной жизни, такие как любовь, здоровье, счастливая семейная жизнь, ма- териально-обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей. Потребность в профессиональном саморазвитии, принадлежит к высшим по- требностям индивида и формируется путем достаточно длительного целенаправ- ленного воспитывающего воздействия в условиях образовательной среды образо- вательного учреждения. Знание ценностных ориентаций студентов-первокурс- ников, на наш взгляд, необходимо для организации более продуктивного взаимо- действия субъектов образовательной деятельности, понимания движущих мотивом молодых людей и своевременной коррекции отклонений, связанных с кризисом профессионального выбора, на этапе профессионального самоопределения. Литература 1. Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. – М. : Школа Пресс, 1996. 1 Экспектация – система ожиданий или требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=