Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2022
235 рассматривает как «начальную стадию формирования карьеры», этап, обуслов- ленный представлениями о своей личности – «личности профессиональной», «субъект деятельности рассматривается и описывается через систему его диспо- зиций, ценностных ориентаций» [5]. Изучению проблемы ценностных ориентаций личности посвящены труды известных педагогов, психологов и социологов, таких как Л. С. Выгодского, А. Н. Леонтьева, М. С. Каган, В. А. Ядов, С. Л. Рубинштейн, А. Г. Здравомыслов и др. Ценностные ориентации – это «отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоз- зренческих ориентиров [9]. В последние годы исследователей интересуют вопросы влияния ценностных ориентаций на профессиональное становление студентов вузов и проблемы формирования профессиональных ценностей в учреждениях образования (Л. М. Хабаева, Н. Н. Сучкина, Л. В. Мокроусова, И. В. Клименко, И. В. Федосова и др.). По мнению А. Н. Мушкировой профессиональные ценностные ориентации – это «система устойчивых отношений личности к профессии, к себе, как деятелю профессиональной сферы, служащих смыслообразующим компонентом профес- сиональной деятельности, определяющим ее личностное и социальное значение» [6]. Именно в период адаптации первокурсников к условиям образовательной среды образовательного учреждения происходит «присвоение профессиональ- ных ценностей», преобразование личности студента на основе профессиональ- ных ценностных ориентаций», которое совпадает с периодом ценностного само- определения личности [6]. В процессе профессионального обучения студент осваивает систему основ- ных ценностных представлений, характеризующих профессиональную общ- ность, на основе которой развиваются профессионально важные качества, фор- мируется профессиональная пригодность, профессиональное самосознание, которые выражаются впоследствии в синтезе успешной учебно-профессиональ- ной и трудовой деятельности, а также удовлетворенности выбранным путем. Ценностные ориентации учащейся молодежи, являются одним из механиз- мов обеспечения эффективного самоопределения, в том числе профессиональ- ного, поскольку ценностная сфера личности является ее «центральным образова- нием», «смыслоопределяющей основой». Они выступают внутренним фактором профессионального развития студентов. Для изучения ценностных ориентаций и их роли в структуре профессио- нального саморазвития будущих специалистов нами было проведено пилотаж- ное экспериментальное исследование. В исследовании приняли участие сту- денты-первокурсники факультета искусств, социальных и гуманитарных наук и факультета технологии и бизнеса ФГБОУ ВО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого». Объем выборки составил 41 человек. Исследование ценностных ориентаций первокурсников осуществлялось по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича. Данная методика направлена на исследование личности, определение её отношения к окружающему миру,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=