Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2022
233 УДК 378.14+37.037 Ю. В. Шарановская, А. В. Топорнина, Н. Ю. Андреева yul-aharanovskaya@yandex.ru, annavzabelina@mail.ru, andreevanatik2001ma@yandex.ru Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ КАК ОСНОВА ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ Аннотация. В статье рассматриваются подходы к определению понятия «про- фессиональное саморазвитие», изучены ценностные ориентации студентов первокурс- ников, проанализированы ценности профессиональной самореализации. Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, методика М. Рокича, перво- курсники, профессиональное саморазвитие. В современных психолого-педагогических исследованиях понятие «само- развитие» является одним из центральных и имеющим различные определения. Среди отечественных психологов певрыми дали определение данному понятию Е. И. Исаев и В. И. Слободчиков, которые под саморазвитием понимают «фун- даментальную способностью человека становиться и быть подлинным субъек- том своей жизни» [1]. Профессиональное саморазвитие неразрывно связано с саморазвитием лич- ности, в котором человек проявляет себя и как субъект выбора профессиональ- ного пути, и как субъект профессиональной деятельности. В литературе существует множество подходов к определению понятия «профессиональное саморазвитие». В своей работе мы будем придерживаться понимания профессионального саморазвития, данного Т. Н. Овчаровой и А. О. Ов- чаровым как «деятельность человека, в ходе которой меняется его субъектный потенциал» [2, с. 43]. Субъектный потенциал личности – это «совокупность личностных качеств (самостоятельность, активность, ответственность и др.), элементов опыта, си- стемы отношений человека к себе и окружающей действительности, определяю- щих возможность и качество реализации субъективной активности» [3, с. 45]. Т. Н. Овчарова и А. О. Овчаров выделяют три этапа профессионального са- моразвития личности: самоопределение, самоактуализация и самореализация (рис. 1), отмечая, что профессиональное развитие продолжается на протяжении всего профессионального пути человека [2, с. 44].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=