Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2022

224 Математический аппарат широко используется при проведении тех или иных биологических исследований, например, статистическую обработку ре- зультатов: построение диаграмм и графиков, ранжирование, подсчёт коэффици- ентов корреляции, среднего арифметического, среднеквадратичного отклонения, процентной доли и т.п. При изучении законов генетики, решении соответствую- щих задач, вопросов биохимии и т.п. математический аппарат необходим и при освоении теоретического материала, и при решении практических задач. Явления, прежде считавшиеся обособленными (например, наследственность, эволюция, обмен веществ, морфогенез) оказались в нынешнем рассмотрении вза- имосвязанными. Обнаружение этих связей приближает науку к пониманию меха- низмов, лежащих в их основе. А это, в свою очередь, приводит к стремлению вы- явить общие принципы функционирования биологических систем. Между тем, биология сама становится источником новых математических достижений, являясь интересным объектом для математиков: моделирование и изучение систем высокой сложности (теория игр, теория автоматов и др.). Сложность таких явлений как взаимосвязь в биологических сообществах, работа мозга, способность живых организмов к адаптации, размножению и т. д. требует создания новых математических моделей, а новые открытия в биологии стано- вится источником новых математических задач. Следовательно, можно говорить об интеграции математического и биологи- ческого знания, то есть о взаимопроникновение научных дисциплин, объедине- ние их методов в единое целое, а именно: – использование математических методов в развитии биологии; – разработку некоторых методов, и принципов для анализа недавно откры- тых закономерностей. В качестве примера такой интеграции можно привести экологию, дисци- плину биологического профиля, возникшую на стыке целого ряда естественных наук. Во-первых, экология изучает взаимосвязь факторов среды (биотических, абиотических и антропогенных) и их комплексов. Все эти факторы описываются численными параметрами, а значит, для раскрытия их взаимосвязи необходимы математические методы. А во-вторых, экологи изучают популяции живых орга- низмов, то есть группы, состоящие из большого числа частиц, и в этом случае так же возникает необходимость математических методов. Из вышесказанного следует, что в процессе подготовки студентов, будущих специалистов в области естественных наук, таких как химия, биология и смеж- ных с ними прикладных дисциплин (например, фармация, генетика и т. п.) изу- чение математики имеет важное значение, так как при проведении исследований в этих областях знаний широко используется математический аппарат. Литература 1. Алексанов В. В. Методы изучения биологического разнообразия. – Ка- луга, 2017.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=