Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2022

218 Внедрение экфрасиса в школьную программу несомненный плюс для об- разовательного процесса. На протяжении всего школьного пути ученики сталки- ваются с данным явлением. Еще в младших классах дети начинают использовать устную речь для описания картин и сюжетов из учебников, далее это переходит в письменное изложение материала. Школьникам предлагается проанализиро- вать репродукции известных картин, после чего создать работу с элементами описания живописного искусства. Сюда можно отнести сочинение-экфрасис, эссе, заметку, очерк и т. д. Переходя из класса в класс ученики расширяют свои знания о русском языке, литературе, искусстве, мировой художественной культуре. Задача учи- теля актуализировать и расширить знания об экфрастических элементах, научить видеть их, самостоятельно использовать в устных и письменных работах. Такой подход позволит ученикам развить умения и навыки, связанные с перечислен- ными выше предметами. Государственный стандарт подтверждает необходи- мость нахождения экфрасиса в школьной программе. Уроки русского языка, литературы, искусства, культуры – это универсаль- ное средство формирования и развития эстетического сознания, эрудиции, кру- гозора и культурного поля детей. Литература вмещает, перерабатывает и пере- осмысливает особенности и достижения других искусств, создавая потребность изучения экфрасиса в школьной практике. Известный литературовед В. Г. Маранцман в методическом пособии «Изучение литературы в 9 классе» утверждает, что важно с помощью уроков литературы развивать у школьников способность к образной конкретизации и эстетическому восприятию. В школьном курсе это возможно сделать с по- мощью постижения искусства через классическую литературу. Такой метод необычайно действенен и важен, ведь благодаря ему школьники осваивают язык, культуру, историю. Стоит отметить, что изучение экфрастических тек- стов как нельзя лучше способствуют плодотворной педагогической работе в данном направлении. Преподавателям литературы важно устанавливать на уроках внутрипред- метные связи. Речь идет о синтезе литературы, искусства и истории, а также рассмотрении экстралингвистического контекста. По мнению лингвиста С. А. Зинина, внутрипредметные связи «призваны способствовать углублению восприятия внутренней целостности литературного курса, формированию пред- ставления о литературном процессе как о динамичном, развивающемся и внут- ренне взаимосвязанном историко-культурном феномене» [1]. Потребность программы в уроках, связанных с экфрасисом объясняется це- лым рядом причин: • такие уроки развивают потенциал школьников, их логику, мышление, во- ображение, речь и память; • экфрастические тексты помогают ученикам познавать мир во всем много- образии и единстве; • помогают учителю развивать культурное поле учеников;

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=