Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2022

217 УДК 372.882 А. В. Токмачева nastya.tokma4yowa@yandex.ru Научный руководитель – кандидат филол. наук, доцент И. В. Ерохина Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ЭКФРАСИС В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ КАК ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ Аннотация. В статье рассматриваются толкование экфрасиса, его значение в научном пространстве и образовании, изучение экфрасиса в школьном курсе лите- ратуры. Ключевые слова: экфрасис, искусство, литература в школе. Словесное описание чего-либо пронизывает все сферы человеческой дея- тельности. Слово способно отобразить все, что видит, чувствует, слышит и ощу- щает человек. Им можно описать смысл, структуру, содержание, форму, цвет, качество, рельеф и многое другое. Человеку подвластно так ярко и искусно вы- ражать свои мысли относительно того или иного предмета, что мы без труда мо- жем представить себе это произведение изобразительного искусства. Так экфра- сис вербально анализирует и воспроизводит мир внесловесных искусств. В гуманитарной сфере ведутся споры относительно значения слова «экфра- сис», что побуждает исследовать многогранность явления. Согласно большой российской энциклопедии: «экфрасис, экфраза – описание какого-либо предмета визуальных искусств (живописи, архитектуры, скульптуры) в художественном произведении» [3]. Живое описание какого-либо продукта человеческой деятельности изна- чально было целью экфрасиса, позже это трансформировалось в словесное описа- ние предмета искусства, существующего в действительности или выдуманного. Экфрастические включения выполняют ряд функций, создавая отсылки, но- вые образы, нестандартные системы повествования. Внедрение в текст экфраз всегда соответствует авторскому замыслу, целям и задачам, переходящим от примитивного изложения к развернутому описанию. Экфрасис должен живо- писно и емко отображать предмет искусства, раскрывать все нюансы и тонкости, помогая читателю понять подтекст, постичь всю глубину произведения и верно интерпретировать авторскую задумку.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=