Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2022

187 В публицистическом эссе Д. Гранина доминируют повествовательные пред- ложения (по цели высказывания) – 94 % предложений заканчиваются точкой. Это обусловлено целью публицистической статьи – в тексте представлено сопо- ставление выдающихся деятелей искусства – И. Гете и А. С. Пушкина: « Оба ге- ния схожи хотя бы тем, что значили они в формировании духа и самосознания своих народов » [2, с. 87]. Несмотря на небольшое в процентном соотношении употребление вопроси- тельных (3 %) и восклицательных предложений (1 %) автор использует их с це- лью задать риторический вопрос или передать риторическое восклицание: « По- чему так жадно припадает именно к истории его [Пушкина] личности поколение за поколением ? Ко всем подробностям его жизни, жизнелюбию, его духа ? »; «… оба они [Гете и Пушкин] могли идти на сделки, бывали «среди детей ничтожных мира» тоже ничтожными. Но не в творчестве ! » [2, с. 89, 93]. Некоторые предложения заканчивается многоточием (2 %). « Для него [Пуш- кина] власть воплощал жандармский корпус Бенкендорфа, сыщики, доносители, виселица, где качались пять повешенных друзей, царь, – его личный жестокий цензор, ссылка … ». За знаком многоточия скрыта имплицитная информация, вы- ступающая как подтекст, предмет для размышления, предполагающий иносказа- тельность. По мнению Н. С. Валгиной, точка, выполняя роль отделяющего знака, упо- требляется между равнозначными синтаксическими единицами – самостоятель- ными предложениями [1, с. 11]. Однако в публицистическом тексте одной из функций точки является акцентное выделение частей предложения – употребле- ние парцеллированных конструкций. В статье Д. Гранина прием парцелляции используется неоднократно. Среди парцеллированных конструкций можно выделить те, в которых отмечается гра- фическое членение речевого высказывания на предложения с одним предикатив- ным центром: « Во время проулки произошла любопытная сцена. На аллее пока- залась императорская фамилия. Увидев их издали, Гете оставил руку Бетховена и отошел на край дороги » [2, с. 87]. Намеренное дробление полипре- дикативного предложения на более короткие фрагменты придает высказыванию нарочитый повествовательный характер, а также расставляет смысловой акцент на каждом предикативном центре. В большинстве рассмотренных нами примеров парцелляция использована не изолировано, а в сочетании с другими синтаксическими элементами. « В них нахо- дят если не ответы, то пример, так нужный в нашей духоте, приниженности, – пример свободного и цельного человека. И независимости от двора . Он [Пушкин], истый аристократ , не суетился у трона » [2, с. 89]. Точка акцентирует внимание на важной информации; по мнению автора, А. Пушкин был свободолюбив, и этому следует у него учиться. Также акцентуация авторского замысла достигается за счет употребления местоимения с оценочными лексемами « в нашей духоте, принижен- ности », распространенного обособленного определения в роли приложения « ис- тый аристократ » и лексического повтора существительного « пример ».

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=