Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2022
163 Сфера эмоциональной оценки занимает значительное место в жизни ре- бенка-дошкольника, позволяя ему шире и фундаментальнее осознавать окружа- ющую действительность и осуществлять адекватное отреагирование на внешние воздействия. На седьмом году жизни формируются ведущие психические ново- образования: существенное преобразование содержимого эмоций, появление структурно новых форм включенности в процесс соучастия, сопереживания окружающим людям, формирование аффективной децентрации. Это происходит благодаря явлению эмоционального предвидения, которое позволяет дошколь- нику предугадывать и проживать определенные результаты своей работы, осо- знать их сущностное содержимое для самого себя и значимых близких. Ребенок-дошкольник по мере взросления осваивает базовые эмоции: гнев, радость, страх, отвращение, грусть, стыд, любовь, робость и др. В этом возрасте можно успешно формировать позитивные эмоциональные способности. Напри- мер, учить ребенка адекватным и безопасным для себя и окружающих способам выражать эмоции, учить проживать их и соотносить с чувствами других людей. Именно в дошкольном возрасте закладываются навыки, которые по мере взрос- ления личности станут ее характерными чертами и способом эмоционального взаимодействия с окружающими. Степень и характер сформированности эмоци- онального интеллекта в дошкольном возрасте играют ключевую роль во всей жизнедеятельности человека [3, с. 13]. Ребенок с высоким эмоциональным интеллектом намного легче адаптиру- ется в социуме, способен к эмпатии, он успешнее в различных сферах деятель- ности. Ввиду детской открытости и восприимчивости дошкольник в равной сте- пени эффективно усваивает положительный и отрицательный опыт. Педагогическому персоналу в своей работе необходимо учитывать этот изменя- ющийся фактор и постоянно наблюдать за изменениями, происходящими в эмо- циональной сфере дошкольника. Включенное участие в жизнедеятельности ре- бенка позволит укрепить имеющиеся эмоциональные навыки и доразвить отстающие. Следствием взаимодействия «педагог-ребенок» будет целостно раз- вивающая личность с балансом между интеллектом (IQ) и эмоциональным ин- теллектом (EQ). Не просто нахождение, а активная коммуникация ребенка в дет- ском саду служит фундаментом развития его чувственной сферы. Воспитательная деятельность педагогического персонала должна быть направлена на: − обучение детей понимать, принимать и свободно отреагировать эмоции; − способность развивать у дошкольника навык осознанности своих потреб- ностей и соотнесение их с интересами других людей; − формирование культурного взаимодействия ребенка с социумом [8, с. 62]. Система психолого-педагогической поддержки должна быть направлена на разви- тие у ребенка изначально существовавших навыков и достижений. В рамках совмест- ной деятельности педагога-психолога и дошкольников создаются условия для понима- ния детьми целостной картины окружающего мира и осознание своего места в нем, а также для саморазвития и актуализации значимых для ребенка жизненных выборов.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=