Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2022

162 формируются, в том числе, и благодаря развитой эмпатии и эмоциональному ин- теллекту [6, с. 46]. По словам Дэниела Гоулмана «главной социальной способно- стью является эмпатия – способность понимать чувства других людей и прини- мать их точку зрения, уважать различное отношение людей к обстоятельствам» [4, с. 415]. Термин «эмоциональный интеллект» присутствует не только в психо- логии, но и в педагогике, социологии, политологии и других научных сферах. В разделе 2.6 федерального государственного образовательного стандарта до- школьного образования (ФГОС ДО) говорится о социально-коммуникативном развитии дошкольника через формирования эмоционального интеллекта, отзыв- чивости, сопереживания [7, с. 12]. Д. Гоулман в работе «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ» пишет: «умение сопереживать, находить общий язык, интере- соваться и быть интересным – вот ключи к продуктивному и постоянному обще- нию» [4, с. 172]. В широком смысле эмоциональным интеллектом можно назвать способность человека распознавать, классифицировать и контролировать соб- ственные эмоции, а также применять данные навыки по отношению к другим людям [2, с. 25]. Дошкольный период сензитивен для развития эмоционального компонента психики ребенка. Дошкольник открыт для новых впечатлений, чувствителен, впе- чатлителен, способен понимать и принимать культурные и социальные ценности, а также имеет потребность к принятию себя другими людьми [5, с. 298]. Процессы мышления, воображения, внимания, ощущения, восприятия в этом возрасте неот- делимы от эмоций. Психологи, занимающиеся изучением эмоционального интел- лекта, отмечают, что включенность в чувственную составляющую мира либо ис- ключение из нее влияет на дальнейшую способность ребенка исследовать и проживать собственный эмоциональный опыт, что в дальнейшем принимает ха- рактер жизненной установки. Социально-коммуникативный аспект развития, обо- значенный во ФГОС ДО, это именно тот компонент, на который следует обращать внимание при формировании эмоционального интеллекта дошкольника. Однако реализация его в полном объеме не всегда происходит по причине акцентуации на другие сферы развития ребенка. Зачастую педагоги формально относятся к области формирования у дошкольника эмоционального интеллекта либо включены в про- цесс без какой-либо структурной программы и методик [1, с. 59]. В дошкольном возрасте проявляются познавательные способности ре- бенка. Этот период благоприятен для развития эмпатии и овладения до- школьником умения испытывать эмоции. С помощью игры, являющейся ве- дущей деятельностью в данном возрасте, ребенок учится взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Подобная коммуникация позволяет сформи- ровать у дошкольника навыки познавательной активности. Наличие неблаго- приятных условий для формирования эмоционального интеллекта, таких как социальная и эмоциональная изоляция, отсутствие сверстников, родителей, либо присутствие в окружении людей с низким эмоциональным интеллектом может способствовать искаженному формированию чувственного Я ребенка.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=