Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2022
158 цессе коммуникации может возникнуть конфликтное взаимодействие, непосред- ственным участником которого является сам человек. В данной ситуации его по- ведение, в том числе и речевое, будет напрямую зависеть от взаимоотношений с другим человеком, а также личным отношением к сложившейся ситуации. Рассматривая речевое поведение человека в конфликте, Комалова Л. Р. при- ходит к выводу, что конфликтный коммуникативный акт представляет собой противостояние двух людей, возникшее в результате расхождения и несовпаде- ния мнений, интересов и взглядов на определенную жизненную ситуацию. Зача- стую в процессе коммуникации участники речевого конфликта могут прибегать к использованию определенных речевых установок, которые передаются нега- тивными средствами языка и речи [3]. В связи с этим происходит столкновение мнений, оппоненты в адрес друг друга используют разнообразные по стилю лек- сические единицы, зачастую вульгарные и стилистически сниженные, таким об- разом выражая прямое отношение к предмету речи или собеседнику. Многие научные дисциплины, такие как философия, социология и педаго- гика пытались отыскать истинный смысл возникновения конфликтных ситуаций в обществе, найти их пути разрешения. Однако, что касается лингвистического исследования, то лингвистов больше интересует речевая специфика конфликта, конфликтогенные факторы, которые оказывают влияние на весь процесс комму- никации в целом и приводят к определенному результату. Как отмечает В. С. Третьякова, в просодической и лексико-семантической системах наиболее часто отмечается возникновение конфликтогенных факторов. Конфликтный кинодискурс изобилует следующими лексико-семантическими единицами: ненормативной или обсценной лексикой, вульгаризмами, зоосравне- ния, междометиями и устойчивыми словосочетаниями с негативными коннота- циями, различного рода повторами, риторическими вопросами и ироничными высказываниями [5]. Ненормативные бранные слова в конфликтном акте используются в каче- стве оскорбления оппонента, целью которого является эмоциональное и психо- логическое давление, собственное самоутверждение. Кроме того, стилистически сниженная лексика напрямую показывает недовольство ситуацией, способствует изменению хода конфликта, вызывает определенную ответную реакцию у участ- ником коммуникативного акта. Примеры такого явления можно увидеть в следу- ющих предложениях: – Fuck off, Bob. – Oh, what the fuck? Cut! – Say whatever the fuck you want to say, Izzy. Также на лексическом уровне отмечается использование негативно-оценоч- ной лексики, которая характеризует партнера по коммуникации на основе той или иной характеристики, будь то умственные возможности, черты характера или внешние данные оппонента по коммуникации, и показывает прямое отноше- ние адресанту к нему [4]. Например: – You viper.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=