Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2022
151 Понятие оппозиционной ценности – продукт неклассической (постмодер- нистской) культуры, отличающейся эклектичностью мнений, неустойчивостью, изменчивостью структур, что определяет также и современные ценности про- фессии [1]. Ф. Ницше провозгласил переоценку ценностей, предложив, по сути, замену нравственных ценностей, относящихся к христианской философии, цен- ностями оппозиционными. Оппозиционная ценность предстает здесь как проти- воположность классической нравственной ценности. Оппозиционные ценности так же имеют свою структуру и иерархию, так же могут вступать в конфликт. Примеры оппозиционных ценностей: милосердие – жестокость; благосклон- ность – вражда; участливость – равнодушие и т. п. Оппозиционная ценность, как основание для мотива поступка, может фор- мировать девиантное поведение. Под девиантным поведением подразумевается – социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельно- сти, не соответствующих официально установленным или фактически сложив- шимся в данном обществе нормам или стандартам [3, с. 5]. Особенный аксиоло- гический риск составляют дети и подростки, так как их нравственные ценности могут быть недостаточно сформированы. Наиболее широкое поле для формирования оппозиционных ценностей под- ростков представляет интернет-пространство, по ряду следующих причин: 1. В интернет пространстве возможно влияние различных групп и сооб- ществ, продвигающих оппозиционные ценности, представляющие их идеологию и убеждения 2. В интернет пространстве больше возможностей для анонимного обще- ния, чем в реальности 3. В интернет – пространстве можно получить доступ к материалам, транс- лирующим оппозиционные ценности, лишенные каких-либо объективных ком- ментариев. В последнее время проблема влияния цифровой среды на девиантное пове- дение подростков расширяется. Современное общество сталкивается с воору- женными нападениями на учебные заведения, травлей в школах, издеватель- ствами и побоями, выложенными в Сеть. Все вышеперечисленное – поступки, которые сформировал мотив, основанный на оппозиционных ценностях. Вопрос о возможном формировании оппозиционных ценностей раскрыва- ется через дилемму насилия в медиапедагогике [2, с. 256–257], содержание кото- рой основано на дилемме: является ли наблюдение за сценами насилия причиной формирования девиантного поведения и толерантности к насилию, или, наобо- рот – формирует отрицательное отношение, учит сопротивляться насилию. Для разрешения этой дилеммы очень важен контекст . Если насилие представлено в отрицательном контексте, оппозиционные ценности не формируются, более того, происходит формирование нравственных ценностей. Определение уровня оппозиционных ценностей у подростков необходимо для профилактики девиантного поведения. Идея предупреждения возможных проблем до их появления характерна для прикладной этики в целом, именно это
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=