Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2022

150 УДК 37.034 Ю. В. Назарова, Н. Н. Брыков fox353@yandex.ru , nikita77711@mail.ru Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОППОЗИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ: АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Аннотация. В статье анализируются факторы интернет-пространства, влияющие на формирование оппозиционных нравственных ценностей у подростков. Описывается взаимосвязь между нравственными ценностями и оппозиционными нравственными ценностями. Обосновывается необходимость аксиологического анализа в условиях ме- диапедагогики. Рассматриваются нравственные ценности, выступающие как основа- ние для мотивов поступков, что делает аксиологический анализ одним из эффективных методов профилактики девиантного поведения у подростков. Ключевые слова: нравственные ценности, оппозиционные ценности, цифровое общество, медиапедагогика, мотив, поступок, девиантное поведение подростков. Аксиология (наука о ценностях) приобретает актуальность в контексте про- блем современной прикладной и профессиональной этики, где ценность рассмат- ривается как основная причина мотива поступка. Элементы аксиологического анализа используются, например, при разборе конфликтных ситуаций, или в кон- тексте формирования этических кодексов и программ профессиональной этики. С другой стороны, обращение к аксиологии как никогда актуально в период фор- мирования современного цифрового общества, для понимания новых представ- лений о должном, формирующихся в цифровом пространстве. Одним из способов понять причины девиантного поведения подростков и предотвратить его является аксиологический анализ. Нравственная ценность в философии определяется как «форма обществен- ного сознания и вид общественных отношений, направленных на утверждение самоценности личности. Равенства всех людей в их стремлении к счастливой и достойной жизни» [4, с. 342]. В философской аксиологии существует ряд си- стем иерархии ценностей (наиболее известные – системы Н. Гартмана и М. Ше- лера), в которых показана важность ценностей (от высших к менее значимым), взаимодействие ценностей, возможные оппозиции ценностей (т. к. ценности мо- гут вступать в конфликт друг с другом). Конфликт ценностей, как правило, при- водит либо к внутреннему моральному конфликту, либо к этическому межлич- ностному конфликту.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=