Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2022

125 остров Скандзу, отмеченный множество раз у Иордана, с современными намЮт- ландским или, вероятнее всего, Скандинавским полуостровами, которые омыва- ются балтийским и Северным морями или согласно античной греко-латинской письменной традиции – океаном (Tacit., Ger., I, Strab., VII, I, 3; Vell. Pat., I, 106). В результате своего продвижения вандалы поселяются в области находя- щейся между Одером и Вислой, о чём нам и сообщают латинские авторы. Первое упоминание о месте проживания вандалов мы находим у римского историка, I века, Плиния Старшего принимавшего участие в военных действиях против германцев в низовьях Рейна. Согласно Плинию Старшему вандалами или, со- гласно автору, вандилиями, обозначался союз племен, состоящий из бургундов (бургундионов), варинов, гариев и гутонов (Pl. St., IV, 99). Вандалии, так же, упо- минаются и у историка I века, управлявшего провинцией Белгика, Корнелия Та- цита (Tac., Germ., 2), которых, весьма вероятно, в дальнейшем он обозначил как лугиев (Tac. Germ. 43, 44) [20, с. 140–141]. Очень примечательно, что первые упо- минания о вандалах, проживавших на большом расстоянии от границы Римской империи в междуречье Одера и Вислы у Плиния и Тацита, относятся ко второй половине I века. Вероятно, это было связано с усилением экономической экспан- сии в регионе при императоре Нейроне, которая была связана с поисками янтаря, о чём упоминает Плиний Старший (Pl. St., XXXVI, 45). Что очень вероятно поло- жительно отразилось на сборе информации в регионе, в том числе и о вандалах. Расселение вандалов в месте указанном у Плиния Старшего и Тацита, в об- ласти между Одером и Вислой, т. е. на территориях современных нам Средней и Нижней (Южной) Польши [16, с.28], а в дальнейшем так же и на Украине в рай- онах среднего Буга, Верхнего и Нижнего Поднестровья во II веке до н. э. – начале V века н. э. [9, с.144-148] связывают с пшеворской культурой. У этой археологи- ческой культуры имеется ряд отличительных особенностей связанных преимуще- ственно с захоронениями выполненных по обряду трупосожжения. В обозначен- ных захоронениях присутствуют многочисленные предметы ритуального вооружения (мечи, копья, умбоны щитов, шпоры, наконечники стрел и пр.) согну- того или разломанного на несколько частей [16, c.28]. А фрагменты керамики, хо- зяйственные и бытовые предметы носят следы пребывания в огне [9, c.146]. Стоит так же отметить и то, что пшеворская культура по своему составу со- стоит из различных поликультурных компонентов. Так, например, трупосожже- ния в погребениях пшеворской культуры разделяются исследователями на два типа: ямные и урновые. Что весьма вероятно указывает на то, что население, про- живавшее в ареале распространения пшеворской культуры, было неоднородным. Либо же степень кельтского влияния оказываемое во II – I вв. до н. э. на пшевор- скую культуру было территориально в связи, с чем проявлялось в различной сте- пени, что и проявляется в основном в погребальном обряде [17, c. 15–30]. Утвер- ждать что-то определённое не представляется возможным. Что касается III–IV веков, то находки, относящиеся к пшеворской культуре, были обнаружены и в Северном Причерноморье. Так, пряжка, связываемая с ван-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=