Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2022

12 страх» [2, с. 10], «стеснялись и несколько дичились его» [2, с. 10] и только «много после, с пробуждением умственных интересов …начинали ближе сходиться с от- цом и любить его» [2, с. 10]. Образ матери выписан автором «Воспоминаний» с большой любовью и уди- вительной психологической достоверностью. Елизавета Павловна Смидович по- казана человеком с «непочатым запасом энергии и жизненной силы» [2, с. 11]. С ней у детей было связано «тепло, нежность, мудрость, справедливость, толе- рантность, отзывчивость, сердечное участие, бескорыстная забота» [1, с. 12]. Она умело управляла большой семьей и большим хозяйством, где «одной прислуги было 6 человек» [1, с. 12]. Но для натуры Елизаветы Павловны «как будто было мало всех хлопот с детьми и по хозяйству» [1, с. 12]. Она открыла первый в Туле детский сад; взяла на себя все хлопоты по купленному мужем имению. Именно у матери дети учились оптимизму и любви к жизни. Вересаев пишет, что отношения между родителями «были редко-хоро- шими»; дети «никогда не видели, чтобы они ссорились, разве только спорили иногда…» [2, с. 13]. «Центром дома» был отец; «он являлся для всех высшим авторитетом» [2, с. 13]. Мать любила и уважала его. Она была «очень религи- озна» [2, с. 10], «веровала строго по-православному», а «отец был католик», но даже в столь принципиальном для Елизаветы Павловны различии веры тем «уди- вительнее и трогательнее была у неё любовь к мужу – католику и поляку» [2, с. 10]. Таким образом, в семье царило то, что называется «семейный лад»: «согласованность, почтительность, … согласие, милосердие, коллективизм, су- пружеский и семейный долг, …нравственная общность, благоприятный соци- ально-психологический климат» [1, с. 13]. Следствием такого воспитания было то, что в семье Смидовичей присут- ствовала система ценностей, которая реализовывала «высшие (абсолютные) ду- ховно-нравственные ценности семьи» [2, с. 14], характерные для России конца 19 века: заботливость, ответственность членов семьи друг за друга, доверитель- ность, поддержка, жертвенная родительская любовь, уважение индивидуально- сти ребёнка, бескорыстное отношение, доброжелательность, делание добра, гу- манность, сострадание, соборность, милосердие, сопереживание, отзывчивость, духовное единство, послушание, почитание старших. Литература 1. Акутина С. П. К проблеме классификации семейных духовно-нравствен- ных ценностей // Изв. Рос. гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. – 2009. – № 94. – С. 9–15. 2. Вересаев В. В. Воспоминания // У нас в Туле… : сборник рассказов. – Тула : ИПП «Гриф и К», 2004. – С. 4–154. 3. Ильин И. А. Путь духовного обновления / сост. автор предисловия, отв. ред. О. А. Платонов. – М. : Ин-т русской цивилизации, 2011.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=