Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2022
118 [5], Нуршаихова Ж. А. [6] и др.) и зарубежных ученых (Вербицкая Л. А. [8], Гоймах О. Я., Дубровина Е. В., Дьякова Т. А. [8], Жеребцова Ж. И. [9], Пасов Е. И., Халеева И. И. [10], Холодкова М. В. [11] и др.), помогающих в короткое время получить иностранцам языковые навыки и речевые компетенции по русскому языку. Практическая цель обучения предполагает овладение языком как средством общения. В рамках практической цели реализуются следующие задачи: языко- вые, речевые, социокультурные, профессиональные. Языковые задачи включают овладение языковыми единицами и формирова- ние на их основе знаний, фонетических, лексических, грамматических навыков, обеспечивающих возможность пользоваться языком как средством общения. Речевые задачи реализуются в процессе формирования и развития речевых навыков и умений на основе языковых и социокультурных знаний в рамках раз- личных сфер, ситуаций и тем общения. В процессе овладения языком решаются следующие речевые задачи: а) понимать речь на слух в темпе носителей языка (250 слогов в минуту); б) владеть устной диалогической и монологической речью в пределах раз- личных сфер общения; в) читать вслух и про себя любой неадаптированный текст без словаря либо с минимальным применением словаря; г) писать собственные тексты, относящиеся к разным сферам общения: со- чинение, изложение, реферат, конспект, тезисы, курсовую работу, заявление [9]. Социокультурные задачи связаны с приобретением страноведческих и линг- вострановедческих знаний, навыков, умений как на занятиях, так и в процессе общения с носителями языка. Общеучебные задачи реализуются в процессе развития у учащихся умений, облегчающих овладение языком: умение работать с книгой, словарём; умение делать учебные записи; умение использовать технические средства обучения. Профессиональные задачи связаны с приобретением знаний и развитием умений, необходимых для профессиональной деятельности. Например, будущие преподаватели обсуждают тексты педагогической направленности, готовят ре- фераты, посещают занятия по русскому языку, учатся находить и исправлять ошибки, сравнивать языковые явления в русском и родном языках [10]. Наиболее благоприятные условия для реализации всех целей обучения – ор- ганизация занятий в условиях русскоязычной среды. Для проверки результативности лексико-грамматических упражнений нами была проведена опытно-экспериментальная работа в течение 2020–2021 учеб- ного года на занятиях по русскому языку как иностранному среди студентов- иностранцев 1 курса групп ОМА-201, ОМА-202 (образовательная программа «Общая медицина», язык обучения – английский). Цель эксперимента состояла в том, чтобы получить данные об эффективности комплекса упражнений, направленных на формирование речевых и языковых (лексические, грамматиче- ские, произносительные) навыков.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=