Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2022

11 культура, история, хозяйство; родной язык; природа; игра; неприкосновенность личности; свобода деятельности и творческого проявления» [1, с. 11]. Прекрасный пример отражения семейных ценностей показывает русская ли- тература и мемуаристика. Вспоминая о собственном опыте проживания детства, анализируя во взрослом возрасте детские впечатления, авторы практически все- гда касаются ценностного аспекта воспитания в родительской семье. Одним из таких авторов был тульский писатель Викентий Викентьевич Смидович (псевдоним – В. В. Вересаев). Ценностная система семьи Смидовичей определялась укладом семейной жизни, сложившимся под влиянием человеческих качеств и образа жизни ро- дителей. Образ отца, Викентия Игнатьевича, «поляка и католика», потомка обеднев- ших польских шляхтичей, известного в Туле доктора, связан в «Воспоминаниях» «с ответственностью за семью, мудрым наставничеством, мужеством, благород- ством, честью, достоинством» [1, с. 10]. Вересаев пишет о нём, что «до послед- них дней жизни он кипел, искал, бросался в работу, жадно интересовался наукой, жалел, что так мало осталось у него времени, …до конца дней сохранил живую душу во всей красоте ее серьёзного отношения к жизни и глубокого благород- ства» [2, с. 6–7]. Именно от отца дети переняли отношение к труду как высшей ценности в жизни, чувство ответственности за своё дело, потребность трудиться, упорство в труде, инициативность, творческое созидательное отношение к жизни: «Дела у отца было по горло. Помимо врачебной практики и общественной городской де- ятельности у него всегда была масса работ и начинаний…На всё, что кругом, отец не мог смотреть, не пытаясь вложить в это своих знаний и творчества» [2, с. 9]. Викентий Игнатьевич Вересаев «считался одним из лучших тульских врачей, …никому не отказывал, шёл по первому зову и очень был популярен среди тульской бедноты» [2, с. 7]. Его сын вспоминает, что, когда он вместе с отцом ходил по бед- няцким улицам, доктору «радостно и низко кланялись у своих убогих домишек ма- стеровые» [2, с. 8], и сыну «хотелось, когда вырастешь, быть таким же, чтобы так же все любили» [2, с. 10]. Следует отметить, что выбор медицинского факультета буду- щим писателем Вересаевым был сделан не без яркого влияния отца. Доктор В. И. Смидович и умер, можно сказать, на своём посту, «заразив- шись тифом от больного» [2, с. 6]. Сын вспоминает, что «похороны его были грандиозные», так как «смерть его обнаружила, какою он пользовался популяр- ностью и любовью в Туле» [2, с.6]. Отец чувствовал свою ответственность за материальное положение боль- шой семьи, в которой было 8 человек детей. Как профессионал, он радовался увеличению числа врачей в Туле, «помогал советами, указаниями – всем, чем мог» [2, с. 8]. Но как кормилец большой семьи горевал, что «часть практики пе- реходила к новоприбывшим» [2, с. 8]. Рассказывая об отце, писатель В. В. Вересаев рисует правдивый образ и честно отмечает, что дети испытывали к отцу «некоторый почтительный

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=