Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2022
101 своему содержанию включает работу как врачей ЛФК, так и других специали- стов, например: психологов, педагогов, социологов, физиотерапевтов. Именно от их слаженной работы будет решаться задача максимального восстановления способностей пациентов к независимой жизни. На наш взгляд, очевидным явля- ется, что возросла роль современных специалистов – эрготерапевтов. Эрготера- певты занимаются лечением как физических, так и психических нарушений че- рез использование специфически выбранной деятельности, позволяющей индивиду достичь максимально возможного уровня функционирования во всех аспектах жизни. При этом, Мальцева М. Н. указывает на то, что «существенной частью работы эрготерапевта являются анализ нарушений повседневной дея- тельности (активности и участия), анализ факторов среды и их модификация с целью улучшения качества жизни пациента» [1, с. 60]. Также в своих исследо- ваниях она отмечает, что «в амбулаторной практике эрготерапевт восстанавли- вает домашнюю или трудовую деятельность пациента, участвует в подборе тех- нических средств реабилитации и помогает модифицировать среду окружения, если она имеет характер барьера для деятельности пациента» [1, 2]. Из собствен- ного опыта, можно добавить, что эрготерапевт, проводя медицинское вмеша- тельство с учетом всего лечения, получаемого пациентом и манипуляций обязан быть в курсе назначений пациенту и режима его дня. Как известно за рубежом, уже давно применяется такая социальная модель реабилитации, дающая положительные результаты. В нашей стране она также активно развивается. Применение разнообразных физических упражнений включены в лечеб- ные программы эрготерапии, которые по своему содержанию имеют в себе необходимое количество элементов современной профессиональной деятель- ности, таких как: пользования компьютером, смартфоном. Данные упражне- ния направлены на развитие и улучшение работы когнитивных функций че- ловека, что является базой для восстановления утраченных возможностей. Например, обучение самообслуживанию начинается с выполнения таких дви- гательных действий, как стояние и передвижения, хватания и бросания в условиях некоего функционального дефекта мышц [3]. Наш опыт работы подтверждает тезис о том, что эрготерапевт может решать общие задачи нор- мализации жизни пациента в разных аспектах, в том числе, может сконцен- трироваться и на узком направлении деятельности, например, формирование точных движений кисти и пальцев. В практике используют самые различные вещи, зачастую, простого характера: игрушки (для формирования широкого хвата), перемещение предметов цилиндрической, шарообразной формы, непосредственное удержание специально приспособленной ложки (более объёмной), закручивание гаек, открытие замков, застёгивание пуговиц и т. д. Специалист по эрготерапии всегда обязан помнить о том, что у каждого че- ловека различная степень поражения, поэтому целесообразно подбирать пред- меты и давать такие упражнения, которые будут доступны для пациента. Так, для человека с силой мышц в кисти по шкале MRS (шкала количественной оценки
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=