Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021

86 При организации научно-исследовательской работы «Изучение экологиче- ского состояния текучих и стоячих водоемов Тульской области по показателям зообентоса» эксперимент позволил создать проблемную ситуацию, привлекаю- щую внимание к изучению беспозвоночных животных водоемом. В ходе реше- ния исследовательских экспериментальных задач обучающиеся, самостоятельно планируя и организовывая собственную деятельность, устанавливали экологиче- ское состояние водоёмов. В условиях информатизации всех основных сфер жизни общества и частич- ным переходом обучения в дистанционной формат невозможно обойтись без ис- пользования в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий. Данные технологии незаменимы в создании виртуальных образова- тельных систем, предполагающих повышенную активность и мотивацию учени- ков. Примером является цифровой образовательный ресурс Якласс, с помощью которой можно выстроить образовательный процесс так, что деятельность обу- чающихся будет организована с учетом их личных целей и направлена на созда- ние ими образовательных продуктов в изучаемой области. Данная система была использована нами при проведении педагогического эксперимента. В ней име- ется широкий спектр обучающих текстов и тестов, но помимо этого нами были разработаны контрольные задания в формате ВПР и ОГЭ. Обучающиеся отме- тили положительные моменты использования такой инновационной формы дея- тельности: мультимедийный характер предъявления информации, возможность проведения самостоятельной работы в удобном темпе. Результативность применения вышеописанных технологий была проверена в ходе контролирующего этапа эксперимента с использованием следующих ме- тодик: «Диагностика уровня познавательной активности обучающихся» [4]; опросник «Карта интересов» [3]; «Оценка учащимися своей самостоятельности» [6]. На основе интеграции полученных данных был выявлен уровень развития познавательной деятельности обучающихся и динамика изменения данного по- казателя. По сравнению с констатирующим этапом численность группы с высо- ким уровнем развития познавательной деятельности возросла на 19 % со сред- ним уровнем увеличилась на 8 %, с низким уровнем уменьшилось на 22 % (произошёл частичный переход учащихся с низкого на средний уровень и со среднего – на высокий уровень). В экспериментальной группе заметных измене- ний уровня сформированности познавательной деятельности не произошло. Анализ результатов педагогического эксперимента позволяет сделать вывод о том, что использование образовательных технологий, имеющих личностно- ориентированный характер, направленных на реализацию системно-деятель- ностного подхода в обучении, способствует развитию познавательной самостоя- тельности и активности обучающихся, повышению их уровня развития познава- тельной деятельности. Литература 1. Немов, Р. С. Психология образования / Р. С. Немов. – М., 1995.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=