Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021

84 УДК 372.857 И. В. Индриушка indriuschkai@yandex.ru Научный руководитель – доктор биол. наук, профессор А. А. Короткова Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ Аннотация. В статье рассматривается роль образовательных технологий в органи- зации познавательной деятельности обучающихся на уроках биологии и во внеурочной работе. Использование технологий проектного, модульного, научно-исследовательского обучения, информационно-коммуникационных технологий в ходе педагогического экс- перимента способствует развитию самостоятельности, активности школьников, повы- шению уровня развития познавательной деятельности. Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательный интерес, позна- вательная самостоятельность, образовательные технологии. В современную эпоху возрастающего объема информации и знаний, накоп- ленных человечеством, воспитание подрастающего поколения должно быть лич- ностно ориентированным, учитывающим способности, потребности, особенно- сти личности учащегося, его развитие, мотивацию и т. д. При этом формирование целенаправленной познавательной деятельности у обучающихся является одним из требований к результатам освоения основной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования В психолого-педагогической литературе познавательная деятельность имеет различную трактовку: одни авторы сопоставляют с ней учебную деятель- ность, другие соотносят ее с познавательной активностью, самостоятельностью учащихся. Так, Г. И. Щукина интерпретирует познавательную деятельность как «интеграцию поисковой направленности в учении, познавательного интереса и его удовлетворения при помощи различных источников знаний, благоприят- ных условий осуществления деятельности» [5]. И. С. Якиманская рассматривает познавательную деятельность как учебную, которая «не только обеспечивает усвоение новых знаний, но и овладение способами учебной работы, умением са- мостоятельно строить свою деятельность, искать и находить более рациональ- ные способы, переносить их в условия, не заданные непосредственно обуче- нием» [6]. Р. С. Немов связывает познавательную деятельность с понятием активности: «такая деятельность – это специфический вид активности человека,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=