Исследовательский потенациал молодых ученых: взгляд в будущее - 2021
69 Рис. 5. Динамика показателя «оригинальность» в контрольной группе Оценка динамики показателя оригинальности в экспериментальной и кон- трольной группах может предварительно говорить об эффективности разрабо- танной методики. Сделаем обзор других показателей, характеризующих творческие способно- сти по методу Э. П. Торренса. Показатель беглости практически не изменился, – студенты продолжили выполнять максимальное количество заданий из предло- женных. Показатель разработанности (степени детализации и проработанности) показал неоднозначную динамику: в экспериментальной группе у 5 участников – возросли (у 4 из них – вместе с ростом показателя оригинальности), у 4 участни- ков баллы сократились и только один участник сохранил баллы разработанности на прежнем уровне. В контрольной группе данный показатель возрос у 1 участ- ника, а у 2 сократился, остальные – не показали динамики. Показатели абстракт- ности названий так же показали неоднозначную динамику. Интересно, что пока- затели сопротивления замыкания и разработанности упали как в эксперимен- тальной, так и контрольной группе. Это может говорить лишь о том, что это не связано с применением разработанной методики, а произошло под действием сторонних факторов, например общим утомлением. Анализ результатов диагностики в части сопоставления результатов по ме- тоду Дж. Брунера с результатами по методу Э. Торренса показал, что: студентам с высокими беглостью соответствуют развитое предметное и символическое типы мышления, а студентам с высокими абстрактностью названий и разрабо- танностью идей соответствуют знаковое и образное типы мышления. Творческое развитие – длительный, сложный и многогранный процесс, в ко- тором так или иначе неосознанно задействован каждый человек. Тем не менее, осознанное и целенаправленное развитие творческих способностей путем реше- ния творческих задач может давать результаты. Современные компьютерные технологии предоставляют хорошие возможности для оптимизации и реализа- ции в предметных областях методов творческого развития. 0 5 10 15 20 1 2 3 4 5 6 7 8 Баллы Участник№ Динамика показателя "оригинальность" по методу Э. Торренса Оригинальность констатирующий этап Оригинальность контрольный этап
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=